НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Совет ТПП Константина Апрелева поддержал вводимые проектом закона дополнительные требования для специалистов НРС, в том числе обязательность НОК

Совет Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию, предпринимательской и профессиональной деятельности сделал подарок Дирекции НОСТРОЙ, полностью поддержав вторую версию проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации». В частности, эксперты ТПП одобрили новые ужесточения для строительного сообщества, которые будут введены в связи с так называемой независимой оценкой квалификации. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковных Химок.

Итак, тесный «кружок любителей саморегулирования», куда преимущественно входят риэлторы, оценщики, конкурсные управляющие, психологи и аудиторы, рассмотрел проект закона, который Минстрой России под диктовку Дирекции НОСТРОЙ написал для строителей и полностью его поддержал.

Вот каким образом единомышленники председателя Совета ТПП Константина Апрелева аргументируют свою позицию. Они указывают, что, в соответствии со статьёй 1079 Гражданскою кодекса РФ, строительство рассматривается как деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих. В условиях отмены лицензирования создание особых механизмов регулирования строительной деятельности было обеспечено введением института саморегулирования. При этом строительная деятельность предполагает значительное количество участников. Обеспечение безопасности и качества затруднительно без создания дополнительных действенных механизмов персональной ответственности участников строительного рынка. Одним из таких механизмов является Национальный реестр специалистов.
Вместе с тем, отмечается в заключении, действующее нормативное правовое регулирование НРС не учитывает весь спектр и уровень направлений квалификаций специалистов, организующих строительные работы. Кроме того, формально установленные квалификационные требования, предъявляемые для включения в НРС, не дают возможность оценить реальную квалификацию специалиста. Одним из установленных градостроительным законодательством требований является наличие у специалиста повышения квалификации в области строительства не реже одного раза в пять лет.

При этом в системе дополнительного профессионального образования, составным элементом которого являются образовательные программы повышения квалификации, в настоящее время присутствуют негативные факторы: государственный образовательный надзор не осуществляет контроль качества реализации программ дополнительного профессионального образования, система государственной аккредитации таких образовательных программ не предусмотрена положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а получение документов о повышении квалификации зачастую носит формальный характер и не гарантирует наличие у специалиста соответствующих компетенций и квалификации.

Всё вышеназванное, по мнению членов Совета ТПП по саморегулированию, влечёт риски, связанные с безопасностью как самих работ по строительству, так и создаваемых объектов.

В силу этого члены Совета поддерживают вводимые проектом закона дополнительные требования для специалистов НРС. В частности, введение требования об обязательном прохождении независимой оценки квалификации. «Считаем, что отрицательные аспекты сформированной практики работы НРС могут быть преодолены благодаря принятию законопроекта», – бодро заключают кружковцы. Однако каким образом введение новых административных барьеров не взамен, а дополнительно к уже существующим завышенным требованиям НРС помогут преодолеть «отрицательные аспекты», в ТПП не пояснили.

Можно сказать, что Совет по саморегулированию при ТПП, которые не слишком жалуют строители, проектировщики и изыскатели, нашёл отличную возможность «отомстить» сообществу, поддержав сырой и сомнительный документ.

Напомню, что ранее, профессиональное сообщество http://zanostroy.ru/news/2020/05/07/15056.html выступило с критикой предлагаемого законопроекта.

Среди 40-ка экспертных отзывов, которые поступили на вторую версию проекта Федерального закона, подавляющее большинство указывало на серьёзные риски, связанные с введением обязательной НОК. Это и всплеск торговли специалистами, и возникновение новых коррупционных схем, и колоссальные затраты для отрасли, которые оцениваются в сумму порядка 7,5 миллиарда рублей ежегодно, и даже социальные последствия, к которым могут привести бессмысленные поборы в условиях спада производства. Не говоря уже о том, что само по себе введение дополнительных обременений в рамках процедуры, которая предполагала снижение бюрократических процедур, выглядит как изощрённое издевательство над строительными компаниями. Однако пока разработчики документа никак не отреагировали на замечания экспертов.