НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


НОСТРОЙ по вопросу ценообразования, в отличие от НОПРИЗ, пошёл по другому пути. На что будут потрачены 25 миллионов рублей из Сметы-2021?

В рамках XIX Всероссийского съезда строительных СРО в НОСТРОЙ состоялся круглый стол, посвящённый вопросам ценообразования в строительстве. Тема эта крайне важная для Национального объединения, так что модератором круглого стола выступил президент НОСТРОЙ Антон Глушков, со-модератором – вице-президент Российского союза строителей, председатель комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системы Нацобъединения Эдуард Дадов.

Очевидно, что для строительного комплекса вопросы ценообразования имеют огромное значение, а потому об этих вопросах саморегуляторы говорят практически с момента появления строительного саморегулирования в стране. При этом пока в сообществе так и не выработано единой позиции по этим вопросам. Более того, существует обоснованное мнение, что ценообразование, как и техрегулирование вообще не должны входить в круг непосредственных интересов СРО.

Руководство Национальным объединение строителей, однако, считает иначе и даже сформировало в 2020 году новый департамент ценообразования. Эта инновация не встретила особого одобрения со стороны представителей СРО, которые сочли, что новая структура создаётся с единственной целью освоения дополнительных средств из Сметы. А член Совета НОСТРОЙ Сергей Лекомцев даже обнародовал особое мнение, в котором назвал решение о создании нового департамента ошибочным, поскольку три специалиста не справятся с огромным объёмом информации и формированием предложений. Сергей Платонович предложил в качестве альтернативы создать (по аналогии с Экспертным советом) Совет по актуализации сметного нормирования, в котором были бы собраны лучшие специалисты со всех округов. Стоит отметить, что именно по этому пути пошёл НОПРИЗ, где был создан комитет по ценообразованию, работающий на общественных началах и выполняющий функцию координации мнений и дискуссионной площадки для членов Национального объединения изыскателей и проектировщиков.

Что же касается ностроевского департамента, то он пока не успел отметиться никакой конструктивной деятельностью, так что в ходе круглого стола основной акцент был сделан на выступлениях гостей.

Директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина выступила с докладом о направлениях развития в реформировании системы ценообразования в строительстве. В частности, поведала участникам об актуализации методик ценообразования в строительстве, института укрупнённых нормативов цены строительства и совершенствовании существующей нормативной правовой базы. По её словам, в настоящее время ведомство параллельно работает по двум направлениям: совершенствование базисно-индексного метода и подготовка нормативной базы, которая позволит перейти к ресурсно-индексному методу.

Замначальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию Сергей Лахаев уклончиво пояснил, что переход к ресурсно-индексному методу – вовсе не самоцель. Это, дескать, первый этап и первая веха, которую обязательно нужно пройти нивелировать очень большое количество проблем, которые есть в ценообразовании. А главная задача реформы – создание эффективной системы, которая будет регулярно обновляться, учитывая все реалии строительного комплекса, включая законодательство. Он также рассказал, что 52 субъекта Российской Федерации уже пересмотрели сметные индексы, ещё 5 регионов в течение месяца завершат этот этап. Минстрой России уже подготовил машиночитаемые форматы работы со сметами.

В скобках отметим, что длится этот переход уже более пяти лет, привёл к ряду крайне болезненных экспериментов в строительной отрасли, и пока особых перспектив не видно. Впору ставить вопрос, а оправдано ли вообще внедрение ресурсно-индексного метода в нашей стране, с её огромным региональным разнообразием, непрерывно меняющимся законодательством и экономическими рисками? Но Минстрой пока говорить о ситуации в таком ключе не готов и, судя по всему, настроен любой ценой и дальше принуждать строителей к «правильному» ценообразованию.

Что же касается ностроевского департамента ценообразования в строительстве, то его руководитель и пока единственный сотрудник Павел Малахов рассказал о собранной статистике по тому, как соотносится фактическая заработная плата строителей и та, которую утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сегодня регионы используют среднестатистические данные и не раскрывают механизм выборки компаний для такого расчёта. Таким образом, при применении государственных сметных норм отмечается недофинансирование, тогда как в реальности строительные компании несут гораздо большие затраты на оплату труда рабочих при государственных контрактах, так как при применении государственных сметных норм отмечается недофинансирование.

Никаких особых подробностей о том, чем же в реальности планирует заниматься новый ностроевский департамент и какую работу будет проводить, участники круглого стола так и не получили. 

Судя по всему, речь идёт о простой помощи Минстрою в деле подготовки документов, сборе статистической информации и написании разнообразных отчётов. Как это происходило, в частности, при разработке Стратегии-2030. А между тем, на содержание департамента в будущем году планируется потратить 11 миллионов рублей. Всего на развитие системы ценообразования в 2021 году НОСТРОЙ потратит 25 миллионов. Серьёзные суммы, эффективность вложения которых вызывает большие сомнения.