НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Компенсация роста цен по госконтрактам: гладко было на бумаге…..

Круглый стол Минстроя России и ФАУ «Главгосэкспертиза России», посвященный вопросам ценообразования в строительстве, и в рамках его заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое России, состоялись в Екатеринбурге 5 октября 2021 года.

Мероприятие прошло в рамках Международного строительного форума и выставки 100+ TechnoBuild. Нужно сказать, что традиционная парадно-отчетная программа по совершенствованию системы образования, в очередной раз представленная заместителем начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Сергеем Лахаевым,  подтвердила, что реформа медленно, но идет, однако проблемы, обозначившиеся еще несколько лет назад, остались неизменными, в том числе, наполнение корректными данными системы ФГИС ЦС.

Теперь контрольная дата – второй квартал 2022 года, когда отрасль должна перейти на ресурсно-индексный метод со всеми соответствующими инструментами и базами данных. Пока же параллельно идет корректировка действующих норм и расценок, а также формирование новых. К концу 2021 года будет разработано более 30 новых индексов, в том числе, для крупных корпораций, что повышает достоверность расчетов.

Однако сейчас самым важным вопросом для строителей является возможность увеличения стоимости госконтрактов из-за роста цен на строительные материалы. Постановление правительства №1315, которое вышло два месяца назад,  вроде бы запустило этот процесс, но итоги пока не то что неутешительные – их просто нет. По словам замминистра строительства России Сергея Музыченко, сегодня из Главгосэкспертизы вышло всего несколько пересчитанных объектов, причем работа и решение по  каждому проекту и по проверки достоверности новых сметных расчетов принимались в индивидуальном порядке. Так что строителям быстрой компенсации их затрат ждать не приходится.

По словам Сергея Лахаева, методика компенсации роста цен сложная, первая в своем роде, фактически, это компромисс между заказчиками, подрядчиками, проверяющими органами, Минфином России и так далее. Но механизм создан, и его нужно запускать. Сейчас около 60 регионов также приняли свои нормативно-правовые акты, позволяющие компенсировать рост цен уже по региональным и муниципальным контрактам. При этом Главгосэкспертиза на базе своих разъяснений уже готовит изменения в Методику, а также на своем сайте выкладывает необходимые разъяснительные документы и информацию.

Тема изменения госконтрактов в рамках ПП-1315 стала главной в выступлении президента НОСТРОЙ Антона Глушкова. Документ этот долгожданный, есть первый небольшой опыт повторного прохождения Главгосэкспертизы по ряду объектов, кроме того, лимиты  на реализацию этого постановления зарезервированы в Резервном фонде и полностью закрывают возможное повышение цены госконтрактов в 2020 году – но только по объектам федерального госзаказа. Пока госэкспертизу прошли 4 объекта, и по согласованию с Минфином им эти деньги будут выплачены. Хочется надеяться, что дальше этот процесс ускорится, и строители получат компенсацию своих затрат.

Кроме того, уже сейчас очевидно, что принятые в условиях галопирующего роста цен на стройматериалы постановление Правительства № 1315 и Приказе Минстроя России от 21.07.2021 г. № 500/пр – уже требуют внесения изменений. Стоит напомнить, что ПП-1315 коснулось далеко не всех контрактов, а только тех, которые заключены на срок более 1 года. В итоге за бортом остались более 70 тысяч контрактов на общую сумму 800 млрд рублей. Да и процесс принятия регионами соответствующих документов, довольно бодро начавшийся, сейчас затормозился – 58 регионов такие документы приняли, а еще более 25 пока тормозят этот процесс. Причем и из 58 пакетов документов далеко не все рабочие, а такие регионы как Свердловская, Челябинская, Московская области пока вообще никаких документов не приняли.

Для того, чтобы исправить ситуацию с контрактами сроком менее 1 года, требуются корректировки в Градостроительный кодекс и федеральный закон 44-ФЗ – с соответствующей  инициативой вышла Курская областная дума и внесла в Госдуму законопроект с соответствующими поправками. У законопроекта уже появился регистрационный номер № 1202751-7. Документ считают нужным и поддерживают уже 44 региона России. «По его судьбе все не так безоблачно, это большой спор с Минфином, Минэком, но очень надеюсь, что коллективная наша позиция позволит своевременно и оперативно эти поправки, по крайней мере, до нового года в трех чтениях принять», – отметил Антон Глушков.

Кроме того, большой проблемой пока остается исполнение контактов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. 38 тыс. таких контрактов на сумму 349 млрд рублей не могли быть пересмотрены, поскольку на эти контракты не распространяется действие постановления Правительства № 1315 и приказа Минстроя России № 500/пр. Но внесение изменений в постановление Правительства № 615 в части дополнения перечня оснований для увеличения стоимости контрактов, находящихся в стадии исполнения, в случае непрогнозируемого роста стоимости строительных ресурсов, поможет снять эту проблему – буквально накануне круглого стола этот документ был подписан.

«Именно в этом сегменте у нас самая низкая заинтересованность подрядных организаций. Буквально недели три назад мы узнали от представителя электронной площадки «РТС тендер», что в статистике торгов, которые не состоялись с первого раза, все рекорды бьют торги по капитальному ремонту – 51%», – рассказал Антон Глушков.

Ценообразование как инструмент для понимающих

Что касается в целом функционирования системы ценообразования, тут налицо положительные изменения. Позитивным аспектом Антон Глушков назвал оперативное изменение индексов федеральных расценок благодаря работе Главгосэкспертизы – они теперь появляются не через 3-4 месяца, а непосредственно в начале квартала. На данный момент осталось всего 4 субъекта РФ, у которых нет утвержденных индексов на третий квартал 2021 года, но и по ним, как уточнил Сергей Лахаев, уже готовятся документы.

Кроме того, А.Глушков уточнил, что в декабре 2020 года, когда только начинался переход на индексы по статьям затрат, к изменениям присоединились менее 10 регионов. На сегодняшний день 63 региона перешли на индексы по статьям затрат, еще порядка 15 готовятся перейти в ближайшее время.

«Те субъекты, которые сделали это осознано, получили только за счет этого перехода прирост стоимости объектов порядка 12-13% разово. У тех, которые формально подошли, конечно, не такой рост, но он состоялся. В целом переход к индексам по статьям затрат дает разовое повышение первоначальной стоимости порядка 10-12%», – сказал Антон Глушков.

Еще одним показателем, который влияет на индекс изменения сметной стоимости, он назвал зарплату, которую устанавливают регионы, и привел сравнение установленной зарплаты труда рабочего на 2021 год с показателем зарплаты по данным Росстата. В 13 субъектах установленная зарплата рабочего на стройплощадке ниже, чем средняя зарплата по субъекту. Спикер отметил, что НОСТРОЙ буквально в ручном режиме старается работать по этому вопросу с регионами, и привел в пример пилотные проекты – Кемеровскую и Новосибирскую области, где благодаря пересчету уровня зарплат удалось увеличить стоимость объектов на 10%. НОСТРОЙ продолжит эту работу с регионами.

Последним моментом, на который нужно обратить внимание, Антон Глушков назвал изменение стоимости квадратного метра, в частности отставание стоимости утвержденного квадратного метра жилья по сравнению со среднерыночной стоимостью. Необходимо при установлении индексов Минстроя России и стоимости квадратного метра жилья использовать единые принципы, отражающие изменения цен на строительные ресурсы.

А эта тема, как и весь переход на ресурсно-индексный метод, тесно связана с наполнением базы ФГИС ЦС. НОСТРОЙ намерен плотно поработать с теми регионами, где плохо идет наполнение ФГИС ЦС, понять, почему так происходит, и довести информацию до всех заинтересантов, почему это необходимо делать.

В завершение Антон Глушков, как руководитель Комиссии по вопросам ценообразования Общественного совета Минстроя России предложил участникам круглого стола обсудить и поддержать ряд мер:

рекомендовать руководителям субъектов РФ и муниципальных образований, которые не приняли региональные нормативные акты в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1315, в кратчайшие сроки принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта в связи с ростом стоимости строительных материалов;

провести Минстрой России и ФАУ «Главгосэкспертиза Россию» совместно с НОСТРОЙ дополнительный общероссийский семинар по порядку подготовки расчета и изменения цены контракта для заказчиков и подрядчиков;

обратиться в Минстрой России с предложением о внесении изменений в постановление Правительства РФ № 1315, которые позволят производить пересчет цены контракта в связи с удорожанием цены на строительные материалы на уже принятые работы с 1 января 2021 года.

создать в субъектах РФ, где наполнение ФГИС ЦС минимально, рабочие группы с участием НОСТРОЙ, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и региональных СРО для проработки вопроса и ускорения наполнения базы ФГИС ЦС.

При подготовке публикации использованы материалы пресс-службы НОСТРОЙ