НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Строительная отрасль нуждается в усилении контроля, а не в ускорении

Ситуация в экономике России, в том числе, в строительной отрасли, меняется каждый день – и не всегда в лучшую сторону. Но в любой ситуации главным будет вопрос о деньгах и их использовании. Свой взгляд на ситуацию Агентству новостей «Строительный бизнес» представил эксперт в области сметного программного обеспечения, Максим Горинский, вице-президент Союза инженеров-сметчиков России по региональному развитию:

- Сегодня прошла новость о возможном переносе даты перехода на ресурсно-индексный метод с 1 июля 2022 на 6 месяцев для снижения административной нагрузки в наиболее кризисный период. Решение верное, шоки для отрасли сейчас не нужны. Спешка в этом вопросе сейчас равносильна выстрелу себе в ногу. НО! Нет смысла совсем отказываться от перехода. Необходимо выбрать небольшой регион (возможно, с отдалением от финансовых центров), где мало стройки (небольшое число объектов), нет большого числа поставщиков, где сильный заинтересованный губернатор и отработать, апробировав ресурсно-индексный метод, взяв на себя даже издержки по определению стоимости стройки параллельно с расчетом базисно-индексным метолом. Ведь внедрение новых инструментов – это всегда трата времени и денег. Сейчас же все это можно спокойно обкатать без каких-то значимых потерь. Чтобы потом транслировать этот опыт (где необходимо - докрутив) на всю страну или хотя бы постепенно расширяя его географию применения. 

Кстати, сейчас никто не отказывается от применения базисно-индексного метода, т.к. ПП 1315 предполагает работу (и компенсации) на основе расчетов, выполненных базисно-индексным методом расчета.

Минстрою стоит также дополнить базу ФСНБ-2022 единичными расценками и выпускать ежемесячные индексы пересчета, чтобы использовать ее для базисно-индексного метода расчета (сейчас там только ГЭСН, т.к. с июля предполагался только ресурсно-индексный метод). Иначе - зачем выпускать к этой базе изменения? Не для того же, чтобы просто отчитаться о наполнении ее современными технологиями, нормами, материалами и ... положить в стол "до лучших времен"? Раз мы так много говорили про BIM, необходимо продумать и разработать интеграцию сметной документации и стоимости с проектами в технологии BIM. Заодно привязав ГЭСН к новому КСР, доработав формат XML обмена сметной документацией и создав базу данных дополнительных характеристик в электронном виде, к которым применимы сметные нормы. 

Сейчас ни один адекватный подрядчик не пойдет на стройку за госденьги: попасть в смету нереально, т. к. цены меняются в моменте. Мы возвращаемся в 90-ые годы, когда делали расчет в базе и компенсировали изменение стоимости по фактически понесенным затратам. 

Вице-премьеру Марату Хуснуллину необходимо провести ревакцинацию строительной отрасли, сосредоточившись на уже работающем и обкатанном инструменте - постановлении Правительства №1315 (о пересчёт строительных контрактов в связи ростом цен на строительные ресурсы). Для этого необходимо усилить контроль стройки, а не говорить об ускорении:

1.    Договориться с Антоном Силуановым о выделении дополнительного финансирования строительных проектов на эти цели предусмотрев и обосновав объем необходимого финансирования заранее, в пределах тех же 30%. Механизм перераспределения бюджетных средств в сложившейся ситуации Минфин хочет сделать более гибким, практически в "ручном режиме"  гибко управляя и оперативно перераспределяя денежные потоки. Важно заранее "забюджетировать" эти средства как непредвиденные и, очевидно, крайне необходимые, учитывая волатильность валют и рынка стройматериалов. 

2.    Инициировать обязательность применения положений ПП 1315 во взаимоотношениях заказчика и подрядчика. В т.ч. из-за рекомендательного характера и буксует этот процесс, саботируемый как регионами, так и заказчиками.  Закулисные механизмы никто не отменял (подчинённость заказчика министерствам, экономия бюджета региона) - все это сводит на нет все усилия помочь вытащить строителей.

3.    Перевести застройщиков, которым необходима поддержка государства  и работающих с деньгами дольщиков по эскроу-счетам (с материнским капиталом, субсидирированными процентами по ипотеке), на работу по госрасценкам и обязательную проверку достоверности сметной стоимости, взамен предоставив возможность применения положений ПП1315 для компенсации роста цен. Если этого не сделать – инфляцию будет невозможно остановить.

4.    Обязательность размещения цен в ФГИС ЦС всей цепочки производителей и поставщиков стройматериалов, если сметы по объекту пересчитываются с применением ПП 1315

Таким образом, бизнес в стройке будет более предсказуем, а последствия скачков цен на стройматериалы будут компенсироваться обязательностью пересчета и гарантиями государства.  Дополнительный бонус: закольцовывается процесс поддержки строительной отрасли и налицо работающий стимул по принципу: "ты мне - данные, я тебе - деньги".  

Все эти меры намного действеннее ежедневных совещаний и мониторинга ситуации в строительной отрасли, т.к. это не констатация фактов и не наблюдение за ситуацией со стороны, а превентивность и  работа "в долгую".

Мониторинг цен на строительные ресурсы в текущей динамичной ситуации обязателен путем жесткого контроля через ФГИС ЦС, подключая к этому процессу все большее число производителей с их ценами предложений, а также поставщиков с ценой реализации. Необходимо параллельно налаживать обмен этими данными с ФНС, Федеральным казначейством, Минпромторгом и Минэкономразвития, пусть и в закрытом режиме (т.к. публикация цены каждого предоставившего ее в систему сейчас, возможно, и не к месту).

Жизнь заставляет ускоренными темпами двигаться в сторону цифровизации. Департамент ценообразования Минстроя необходимо усилить и расширить новыми специалистами подчиненных региональных центров мониторинга, создав в т.ч. и соответствующее ПО для мониторинга стоимости, привлекая к контролю цен на стройматериалы региональные экспертизы, вплоть до консалтинговых компаний, осуществляющих расчет сметной стоимости на коммерческой основе.

Чиновникам нужно перестать заниматься пустой болтовней и лоббированием интересов монополистов (королей госзаказа), начать движение навстречу в вопросах ценообразования, если стройка действительно не на словах, а на деле - локомотив экономики.

А грамотные руководители строительных компаний понимают, что освободившееся время можно с пользой заполнить освоением ТИМ/BIM - именно в этих вопросах окупится сторицей сметчик, освоивший современные технологии.