НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Нельзя делать из бюджетных денег священную корову

Мнение профессионала: 44-ФЗ и 223-ФЗ – это наихудшее зло для экономики России

На прошедшем в Воронеже Международном форуме «BIM. Проектирование. Строительство. Эксплуатация. Технологическое предпринимательство» 2022 неожиданно была затронута тема закупок. Об актуальных проблемах взаимодействия заказчиков и подрядчиков в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказал директор Института проектирования и экспертиз Евгений Лоскутов.

 По мнению Евгения Лоскутова, то, в каком виде сейчас существуют оба закона – это наихудшее зло для экономики России. И от этого зла страдают и заказчики, и подрядчики. И непонятно, как в условиях работы этих законов заказчикам зарабатывать деньги, а подрядчикам не иметь проблем с заказчиками и с контролирующими органами.

Так, оба закона противоречат Гражданскому кодексу РФ. Ни у кого нет сомнений, что заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ общаются с подрядчиками с позиции власти. Однако гражданское законодательство говорит о признании равенства участников регулируемых им отношений. Это подтверждает тот факт, что контракты, выложенные на площадках с «драконовскими» для подрядчика условиями, не подлежат изменению.

Вообще 44-ФЗ и 223-ФЗ – это чудовищный дисбаланс в сторону интересов заказчиков. Так, особенно цинично звучит пункт государственных контрактов, по которому общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных договором, не может превышать цену договора. Иными словами, контрактная система изначально исходит из 100%-ной добросовестности заказчика. А если учесть, что оба закона направлены в том числе и на борьбу с коррупцией, то подобная практика эту коррупцию как раз и провоцирует.

Также вызывают недоумение обеспечительные меры, по которым 90% благонадежных подрядчиков должны платить за 10% непорядочных,  обеспечивая заявки и контракты. А по логике взыскивать убытки с подрядчика, отказавшегося от контракта или от заявки на этапе ее формирования, должен суд. То же касается и гарантийных обязательств на проектные работы. Конечно, они нужны заказчику, чтобы спокойнее себя чувствовать. Хотя, обычно, когда нет денег на качественную приемку проектной документации, тогда и вписываются гарантийные обязательства.

Другой пример возмущения – «кривые» технические задания. Зачастую заказчик даже не знает, какие нужны разделы проектной документации, либо создается такое техническое задание, где нет ни слова о характере выполняемых и необходимых заказчику работ. И это стало возможным также «благодаря» формулировкам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Вообще в целом заказчики идут по пути наименьшего сопротивления – они могут объединить в один тендер, к примеру, обследование с проектированием. Хотя всем понятно, что сначала нужно узнать техническое состояние объекта, а потом уже определяться с проектными работами.

Проблемный и ущемленный бизнес

У малого и среднего бизнеса в целом большие проблемы с демпингом цен. Непонятно, как обстоит ситуация с налогами и техникой безопасности в таких компаниях, со всеми ли поставщиками расплачивались. Уровень ответственности и осознанности в таких компаниях минимальный, им важнее опустить цену контракта до минимума, чтобы заработать хоть какую-то сумму на существование. Связано это с тем, что у государственных и муниципальных заказчиков нет цели сохранить малый и средний бизнес. Они «заточены» на одно: сэкономить бюджетные средства. И если их можно каким-то образом у подрядчика забрать, их заберут, например, применив штрафные санкции. Таких инструментов в 44-ФЗ и 223-ФЗ предостаточно.

И получается, что с одной стороны есть «драконовские» законы, а с другой – низкий уровень компетенции малого и среднего бизнеса. В результате, по статистике Сбербанка, спустя 3 года только 60% компаний в области строительства продолжают свою деятельность. И этот показатель оптимистичен, реальные цифры явно ниже. Так что, с одной стороны, в виде грантов и субсидий малому и среднему бизнесу деньги дают, но с другой – с помощью этих законов деньги забирают.

Что касается функций технического заказчика, которые выполняются по 44-ФЗ, то в большинстве случаев они носят лишь формальный характер. По факту средства на качественное оказание услуг технического заказчика не выделяются. При этом заказчик формулирует в чек-листе все свои пожелания, однако должна быть персональная ответственность технических заказчиков за несоответствие чек-листов техническому заданию. Ведь на основании недостоверной информации выполняется проект и формируется бюджет, а заказчик по итогу может как угодно трактовать выполнение работ, ущемляя подрядчика и не оплачивая ему выполненные работы. Да и в целом типовая форма договора подряда для представителей малого и среднего бизнеса должна быть понятной, по которой заказчику будет проблематично «выкручивать руки».

 

Нужно что-то делать!

 

По мнению Евгения Лоскутова, необходимо менять практику судов. Сегодня в любой спорной ситуации суды находятся на стороне государственных и муниципальных заказчиков – они защищают бюджет. Однако нельзя делать из бюджетных денег священную корову. Конечно, за воровство и нецелевое расходование нужно уголовно наказывать. Но главное – нужно помнить, что бюджетные деньги – это инвестиционный цикл. И когда они попадают в экономику в виде государственных или муниципальных контрактов, то потом определенная часть средств возвращается в бюджет в виде налогов. Именно это и нужно защищать – экономика развивается, когда деньги работают, проходят экономический и инвестиционный цикл.

Конечно, каждая закупка индивидуальна, но у них есть общие моменты. Так, заказчик должен четко ставить задачи, т. е. формировать чек-лист, прочитав который подрядчик поймет, что хочет заказчик. Подрядчику нужно забыть о техническом задании, которое выложено на площадке, а выяснить у заказчика, как он видит результат работ. Не имея понимания, не получится нужного результата. И только тогда можно будет сформировать бюджет и понять, на сколько получится снизить цену  при заключении контракта.

При этом, как заметил Евгений Лоскутов, аукцион в стройке, при котором подрядчик выбирается только исходя из цены, - это как минимум странно. В стройке огромное количество факторов, которые влияют на конечный результат, а цена как раз не должна быть основополагающей.

 

Как вывести госзакупки на новый уровень?

Как сообщила в свою очередь референт Управления нормативного и методического обеспечения Правового департамента Национального объединения строителей Анастасия Савчук, в строительной сфере в целом высокие показатели по неисполнению контрактов. Так, в 2020 г. количество расторгнутых контрактов составило 29,6 тыс. или 15% от общего объема, на сумму 313 млрд руб. Объем недостроя составил 3,9 трлн руб., а это 69 тыс. объектов. И основная причина – отсутствие действенных механизмов, позволяющих объективно оценить подрядную организацию. Действительно, любая компания, которая имеет опыт работы и предложила самую низкую цену, может стать участником закупки.

Но есть и еще одна проблема – низкие показатели прозрачности деятельности строительных организаций и отсутствие стимула по обелению их деятельности. И связано это со сверхвысокими издержками подрядных организаций при выполнении государственных и муниципальных заказов. Так, по данным Банка России, строительная отрасль – лидер по теневой экономике: 36% всего теневого рынка формируется именно в области строительства.

Для решения этих проблем НОСТРОЙ разработал механизм оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций. Оценка проводится на основе уже имеющихся информационных ресурсов – Единого реестра членов СРО в области строительства и Национального реестра специалистов в области строительства. Таким образом будет обеспечен не только  необходимый уровень оценки деловой репутации, а также дополнительные гарантии для заказчика безопасности и качества выполнения строительных работ. При этом подрядные организации получат возможность повысить доступность к госзаказу и минимизировать контрольно-надзорные функции, а также получить доступ к некоторым преференциям, например, льготным кредитам и ставкам по страхованию ответственности.

И сейчас уже реализуются пилотные проекты в республиках Татарстан и Башкортостан и Ульяновской области. В результате, наконец, должен произойти долгожданный переход от критерия «цена» к критерию «опыт»,  сократится доля расторгнутых контрактов и повысится уровень прозрачности деятельности строительных организаций.

 

Галина Крупен

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.