НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Минфин России ответил на предложения кировской СРО «ОСКО» об изменениях в закупочное законодательство и высказал ряд встречных

Министерство финансов РФ ответило на пакет предложений, поступивших со стороны Ассоциации саморегулируемая организация «Союз строителей Кировской области» (Ассоциация СРО «ОСКО», СРО-С-081-27112009). Саморегуляторы обращали внимание на проблемы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в сфере строительства и предлагали ряд мер для улучшения ситуации. Минфин России в своём письме от 4 октября 2022 года № 24-01-04 95825 за подписью замминистра Алексея Лаврова в целом не поддержал идеи экспертов СРО, однако высказал ряд встречных предложений в адрес Минстроя России и системы строительного саморегулирования.

В обращении описаны проблемы отраслевого характера, касающиеся некачественного выполнения строительных работ, в том числе иногородними подрядчиками, а также лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций, не обладающими опытом работ, в штате которых состоят исключительно директор и главный бухгалтер, выигрывающими при этом в закупках за счёт снижения начальной (максимальной) цены контракта.

Источники указанных проблем в обращении по существу сведены к вопросам применения предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и пороговых значений антидемпинговых мер в сфере закупок.

Эксперты Минфина, со своей стороны, выражают мнение, что применение тех или иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), критериев оценки при проведении конкурсов, их величин значимости, соотношение таких величин сами по себе не гарантируют надлежащее качество последующего выполнения работ.

Пошагово разбирая все предложения экспертов СРО, Минфин приходит к выводу, что они либо уже существуют в закупочном законодательстве, либо приведут к негативным последствиям, либо описывают достаточно редко встречающиеся на практике случаи.

Например, в отношении предложения о внесении изменений в формулу оценки заявок по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги», Минфин России сообщает, что указанная в обращении ситуация, при которой один участник закупки, существенно снизивший цену, получает 60 баллов, а второй участник, предложивший разумное снижение, получает 0 баллов, не является общим правилом, поскольку может возникнуть в редких случаях при аномальной разнице между ценовыми предложениями, составляющей два и более раза.

Предложение об установлении в рамках антидемпинговых требований, предусмотренных статьёй 37 Федерального закона № 44-ФЗ, предельного допустимого значения снижения цены контракта в размере 15% при осуществлении отдельных видов закупок в сфере строительства, представляются необоснованными, поскольку невозможно определить необходимость установления непосредственно предложенных стоимостных величин, а кроме того, ранее проведённый анализ не подтвердил наличие взаимосвязи между применением антидемпинговых мер и последующим некачественным исполнением контракта.

Принимая во внимание, что источником финансирования контрактов, заключаемых в соответствии с 44-ФЗ, являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предложение об определении срока исполнения контракта без учёта положений бюджетного законодательства Российской Федерации концептуально не поддерживается и приведёт к ситуации отсутствия финансового обеспечения соответствующего контракта в достаточном объёме и невозможности его исполнения.

Тем не менее, подвергнув критике предложения саморегуляторов, Минфин России отмечает, что приведённая в обращении аргументация, касающаяся ситуации в сфере строительства в Кировской области, указывает на целесообразность рассмотрения Минстроем России вопроса о достаточности отраслевых мер нормативного характера в сфере строительства, в том числе касающихся регулирования деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства.

В частности, если закупки выигрываются подрядчиками, в штате которых состоят исключительно директор и главный бухгалтер, то, по мнению главного финансового ведомства, целесообразно рассматривать вопрос об усилении требований к квалификационным стандартам саморегулируемых организаций, а также о контроле их фактического применения.