НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Основные цели и приоритеты развития системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли до 2030 года

Основные цели и приоритеты развития системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли до 2030 года

 

(из рабочих материалов первого этапа разработки  проектных команд

 по разработке Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года)

 

 

По результатам анализа и оценки сложившихся проблем в системе ценообразования и сметного нормирования Российской Федерации, а также международного опыта в решении аналогичных задач возможно выделить следующие главные направления развития строительной отрасли в области ценообразования на период до 2030 года и ключевые мероприятия по их реализации.

 

Мероприятия по поддержанию работоспособности базисно-индексного метода

К срочным мерам, требующим реализации в приоритетном порядке, относится обеспечение условий, направленных на поддержание в работоспособном состоянии применяемого в настоящее время базисно-индексного метода определения стоимости строительства объектов капитального строительства.

Для этого требуется обеспечить возможность использования при формировании сметной стоимости строительства федеральных расценок на новые технологии по уже разработанным ранее и планируемым к разработке элементным сметным нормам, а также сборников сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование и расценок на эксплуатацию машин и автотранспортных средств.

Необходимо также продолжить реализацию мероприятий по совершенствованию единой государственной сметно-нормативной базы, в части:

  1. учета наиболее оптимальных и рациональных технологий строительного производства, а также специфических и редких видов работ, для обеспечения требуемыми нормативами всех отраслей, ведомств, регионов;
  2. внесения изменений в порядок и методики разработки и утверждения новых сметных нормативов, направленных на обеспечение сокращения сроков наполнения сметно-нормативной базы необходимыми строительному комплексу нормами и расценками.

Требуется оптимизировать процедуру разработки и применения индексов изменения сметной стоимости строительства. Для этого необходимо установить правила мониторинга (конъюнктурного анализа) цен строительных ресурсов при использовании базисно-индексного метода, с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций и отраслевых компаний с государственным участием на основании сводной номенклатуры ценообразующих ресурсов и перечня специализированных ценообразующих ресурсов, формируемых Минстроем России.

Необходимо обеспечить возможность разработки субъектами Российской Федерации и иными заинтересованными организациями новых востребованных рынком укрупненных индексов изменения сметной стоимости строительства, для компенсирования недостаточности их номенклатуры. В этих целях установить требования к представляемым документам, обосновывающим необходимость расширения существующей номенклатуры укрупненных индексов.

 

Поэтапный переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства

После реализации указанных мер необходимо приступить к выполнению комплекса мероприятий по поэтапному переходу к ресурсной модели определения сметной стоимости строительства.

Первым шагом станет обеспечение возможности формирования сметной стоимости ресурсно-индексным методом с использованием единичных индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам. Подобный подход позволит значительно повысить точность определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства за счет справедливого распределения сметной стоимости объекта по видам выполняемых работ. Это потребует внесения изменений в нормативные правовые акты, в первую очередь регулирующие процедуры мониторинга цен строительных ресурсов в части расширения источников информации о стоимости строительных ресурсов (органы исполнительной власти субъектов, Росстат, мониторинг ФАУ «Главгосэкспертиза России», торговые дома и официальные дилеры, крупные отраслевые госкомпании).

Кроме того, дополнительно необходимо обеспечить разработку, опробование и практическое использование методов верификации таких цен, в том числе с использованием методов работы с «большими данными».

Дополнительно для получения гарантированной и апробированной возможности наполнения ФГИС ЦС сведениями о ценах и повышения качества (точности) собираемой информации необходимо обеспечить выполнение ряда мероприятий по доработке классификатора строительных ресурсов (КСР), а также разработку и утверждение порядка его ведения.

Переход на ресурсно-индексный метод запланирован с 2021 года.

Для перехода на полноценный ресурсный метод определения сметной стоимости строительства на основании данных о ценах строительных ресурсов, получаемых непосредственно от производителей и импортеров, а также торговых домов и прямых дилеров, необходимо нормативно закрепить возможность использования для расчета сметных цен данных о минимальной цене предложения производителей (поставщиков) в ценовых зонах субъектов Российской Федерации вместо средневзвешенных отпускных цен по фактически совершенным сделкам.

Переход на указанный метод возможен только после наполнения ФГИС ЦС данными о ценах от производителей (импортеров) по всем ценообразующим ресурсам (планируется с 2022 года).

Отдельное внимание следует обратить на необходимость корректировки существующего в настоящее время порядка определения сметных цен на затраты труда в строительстве на основании данных Росстата, содержащих среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации, по результатам анализа возможности использования альтернативных моделей нормирования указанных затрат.

Выполнение мероприятий по поэтапному переходу на ресурсную модель определения стоимости позволит повысить точность расчетов и достоверность сметной стоимости строительства объектов и, как следствие, повысить эффективность вложений в строительные проекты. Указанные изменения станут системным фактором в развитии строительной отрасли, повысят привлекательность и инвестиционную активность в строительные и инфраструктурные проекты со стороны крупного и среднего предпринимательства, что будет способствовать положительной динамике общего экономического развития государства. Дополнительно реализация указанных мероприятий позволит обеспечить создание условий для открытой добросовестной конкуренции среди производителей строительных материалов.

 

Управление стоимостью строительства на разных стадиях реализации проекта

Целесообразность, значимость и необходимость перехода к перспективным принципам планирования инвестиций, проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации объектов строительства обуславливается не только положительным опытом зарубежных стран, но и очевидной эффективностью, которую способен обеспечить комплексный подход к формированию и определению затрат на всех этапах жизненного цикла объекта строительства с применением технологий информационного моделирования (BIM).

На различных уровнях детализации и проработки проекта требуется различная степень точности определения сметной стоимости. Так, на этапе предпроектных проработок и формирования инвестиционных планов погрешность порядка 20% может считаться приемлемой, при этом трудоемкость подготовки подобных оценочных расчетов и, как следствие, сроки и стоимость их выполнения значительно ниже.

Внедрение института обоснования инвестиций (ОБИН) позволит значительно повысить эффективность использования капитальных вложений, осуществляемых как за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и юридических лиц, созданных Российской Федерацией, так и за счет внебюджетных источников со стороны частного сегмента строительного рынка.

Например, на основе результатов ОБИН возможно более детально формировать задание на проектирование и программу изыскательских работ и впоследствии определять НМЦК на проектно-изыскательские работы.

При этом предлагается синхронизировать мероприятия по совершенствованию ценообразования с оптимизацией стадийности проектирования и внедрением объектно-ориентированных подходов (технологий информационного моделирования).

Следующим шагом в детализации и повышении уровня проработки инвестиционного проекта после этапа обоснования инвестиций станет определение сметной стоимости строительства на стадии проектирования («П»). При этом в отличие от применяемых в настоящее время принципов формирования сметной стоимости в проектной документации предполагается обеспечение возможности расчета сметной стоимости строительства на основе норматива цены конструктивного решения (НЦКР) с внедрением информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.

Обладая подобным инструментарием, проектная организация будет способна при вариативном проектировании объектов капитального строительства и выборе наиболее оптимального технико-экономического проектного решения руководствоваться не только стоимостью непосредственно строительства объекта, но и долгосрочными прогнозируемыми затратами на его эксплуатацию, ликвидацию и последующую рекультивацию территории строительства.

Работу по внедрению НЦКР как основного инструмента для определения сметной стоимости строительства планируется начать с начала 2020 года после внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации. Введение в действие НЦКР позволит оперативно и с минимальными трудозатратами рассчитывать стоимость строительства при проектировании в целях формирования начальной максимальной цены контракта.

После определения наиболее экономически эффективного проектного решения, учитывающего информационное моделирование на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства, возможно перейти к следующей стадии детализации сметной стоимости, основанной на расчете ресурсным методом на основании норм натуральных показателей потребности в строительных ресурсах и достоверных сметных цен строительных ресурсов. Подобные детальные расчеты могут быть сформированы на основании более детально проработанной рабочей документации.

Для успешного функционирования предлагаемой системы определения сметной стоимости строительства на разных стадиях инвестиционно-строительного процесса с заданными параметрами точности расчетов требуется выработка четких и понятных отрасли механизмов формирования стоимости, которые могут быть реализованы при существенной корректировке и доработке значительного количества нормативных правовых актов и документов в области методологии ценообразования в строительстве.

При этом выработка алгоритмов государственного регулирования в системе стоимостного инжиниринга на всех этапах жизненного цикла позволит осуществлять сбор и обработку данных о фактически понесенных затратах на строительство объектов, затратах, связанных с текущими, планово-предупредительными и капитальными ремонтами, затратах на обслуживание технологического оснащения объектов, их уборку и прочие расходы, связанные с эксплуатацией, выводом из эксплуатации, последующим сносом и рекультивацией земель. В результате сбора и обработки сведений об описанных затратах появится возможность планирования и прогнозирования расходов при строительстве аналогичных объектов.

Разработка четкой системы учета эксплуатационных затрат позволит фактически создать действенный инструмент оперативного принятия эффективных проектных решений, имея в виду, что при выборе проектных решений на разных стадиях и разных уровнях укрупнения (место расположение объекта, основные архитектурные и технологические решения, решения по выбору конкретных единиц технологического оборудования и прочие), наряду с затратами капитального характера для которых в настоящее время разработана сметно-нормативная база, будет использована сметно-нормативная база на эксплуатационные затраты. Такой инструмент позволит оценивать эффективность принятых проектных решений, в том числе с точки зрения эксплуатационных затрат с учетом срока полезного использования объекта капитального строительства.

 

Восстановление института нормирования и ценообразования в строительстве

Реализация мероприятий, отраженных в настоящей стратегии, потребует качественного усиления действующих государственных и негосударственных центров компетенций в области ценообразования в строительстве в части возможностей мониторинга цен и сметного нормирования.

Следует отметить, что созданная в середине прошлого века структура Госстроя СССР имела в своем составе восемнадцать НИИ, центральные научно-реставрационные мастерские, научные советы, Музей архитектуры. Учреждение имело ряд отделений: Ленинградское, Уральское, Западно-Сибирское, Казахское. Ведомство занималось разработкой научных проблем в области строительства, проведением и координацией научно-исследовательских и экспериментальных работ, сбором информации об опыте строительства и подготовкой научных кадров.

По мере развития и в результате реорганизации к восьмидесятым годам был создан Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС) Госстроя СССР, в сферу деятельности которого входили такие области, как: экономические методы управления строительством и предприятиями строительной индустрии, эффективность капитальных вложений и новой техники, ценообразование и сметное нормирование в строительстве, нормирование расхода материалов в строительстве, проектирование и экспертиза сметных нормативов и даже автоматизированные системы планирования и управления строительством.

Штатная численность института с учетом региональных филиалов составляла более 1000 человек.

Таким образом, очевиден факт, что для реализации концепций, представленных в стратегии, потребуется существенное увеличение кадрового потенциала. Необходимо внедрение системы дополнительного профессионального образования и высшего образования для будущих научных кадров в сфере ценообразования и сметного нормирования.

С учетом разрабатываемой и внедряемой Минтрудом России в настоящее время системы профессиональных стандартов потребуется тесное межведомственное взаимодействие и участие в разработке стандартов для специалистов по сметному нормированию и стоимостному инжинирингу.

При этом необходимо понимать, что эффективность реализации мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительной отрасли и переход к стоимостному инжинирингу напрямую зависит от вовлеченности в этот процесс представителей частного бизнеса, субъектов среднего и малого предпринимательства. Для этого необходимо создание соответствующих условий и внедрение процедур, обеспечивающих возможность разработки и внедрения сметных нормативов на новые, в том числе инновационные, технологии оптимально в короткие сроки.

До 2022 г. планируется завершение работ по формированию единой государственной базы элементных сметных норм, учитывающих особенности и лучшие практики промышленного и гражданского строительства (новые технологии, современные эффективные материалы и машины, инновационные методы ведения работ) по результатам гармонизации федеральных сметных нормативов (ГЭСН), ТСН-2001 для города Москвы и отраслевых сметных нормативов крупных компаний с государственным участием.

Одновременно должны быть оптимизированы государственные процедуры по разработке и утверждению сметных норм, что позволит поддерживать ее в актуальном состоянии и фактически исключить «применительное» использование норм при определении сметной стоимости строительства, не отражающих современный уровень технологии строительного производства. Это позволит реанимировать профессиональные организации, специализирующиеся на разработке сметных норм, создать рынок таких услуг, что позволит поднять систему управления стоимостью строительства на качественно новый уровень.

На среднесрочном этапе предполагается проведение поэтапной разработки нормативов цены конструктивных решений с их пилотной апробацией. О перспективах, открывающихся при применении НЦКР, изложено выше.

Разработка и внедрение объективных сметных нормативов также может выступить в качестве фактора, стимулирующего развитие и совершенствование организаций строительного комплекса за счет использования научной организации труда, рациональных методов строительного производства, наиболее эффективных строительных технологий, строительных машин, материалов, в том числе инновационных и импортозамещающих.

При этом в целях непрерывного развития, эффективного и надежного функционирования системы ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации необходимо обеспечить более интенсивное вовлечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и отраслевых компаний в данный процесс с установлением четкого разграничения полномочий между ними и Минстроем России, являющимся регулятором в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, а именно:

- Минстрой России – выработка политики области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, экспертиза и утверждение сметных нормативов, мониторинг стоимости основных строительных ресурсов, формирование сметных цен строительных ресурсов, проверка и утверждение НЦС;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые компании – сбор данных о стоимости строительных ресурсов, расчет и утверждение размеров оплаты труда, разработка проектов сметных норм и НЦС, формирование предложений по корректировке сметных нормативов.

Существует несколько направлений, смежных со сферой ценообразования и сметного нормирования, без развития которых эффективное развитие системы ценообразования невозможно:

- система технического регулирования (утверждение актуальных требований ко всем видам ценообразующей строительной продукции, без которых невозможно эффективно производить мониторинг стоимости строительных ресурсов);

- разработка нормативных документов (и/или типовых технологических карт), устанавливающих требования к технологическим процессам в строительстве, являющихся основой для разработки объективных сметных норм на виды работ;

- система присвоения квалификаций, разрядов, категорий работников в строительстве (в настоящее время сметно-нормативная база строится на разрядной системе, при этом Минтруд России внедряет систему профстандартов взамен существующей разрядной системы без координации действий в данном направлении с Минстроем России).

Необходимо обеспечить условия перехода на единую базу нормативов жизненного цикла объектов капитального строительства. Для этого в первую очередь требуется комплексный пересмотр с последующей актуализацией значительного количества актов и документов в сфере нормативно-технического регулирования, а также разработка и введение новых. Нормативно-техническое регулирование в сфере проектирования конструктивных элементов зданий и сооружений, стандартизации и сертификации строительных материалов, паспортизации применяемой строительной техники и используемого технологического и инженерного оборудования необходимо дополнить сведениями об эксплуатационных характеристиках, о периодичности планово-предупредительных мероприятий, о сроках службы до очередного капитального ремонта, о периоде полной амортизации и рядом иных сведений, требующихся для прогнозирования эксплуатационных затрат.

При наличии достаточного количества достоверной информации об эксплуатационных затратах и должном уровне компетентности в области ценообразования это позволит сформировать базу сметных нормативов жизненного цикла объектов капитального строительства. Выполнение первого условия возможно с применением современных информационных технологий и интеграции уже работающих систем в рамках тесного межведомственного взаимодействия. Реализация второго условия потребует значительное усиление государственного института нормирования как одного из приоритетных направлений в области развития строительной отрасли и стратегического планирования экономики на долгосрочный период.

 

Информатизация системы ценообразования и сметного нормирования

Учитывая опыт, полученный по результатам внедрения новых подходов в ценообразовании в строительстве, включая трудности, выявленные в результате их реализации, стратегия развития отрасли должна формироваться с учетом выполнения принципа «проверять, прежде чем внедрять». В этих целях предполагается создание эффективного инструмента прогнозирования последствий изменений, вносимых в систему ценообразования в строительстве, которым станет расчетно-аналитическая модель оценки.

На основании репрезентативной выборки проектной документации по объектам-представителям, прошедшей государственную экспертизу, и выборочных ресурсно-технологических моделей, являющихся основой для расчета НЦС, а также современных информационных технологий и подходов расчетно-аналитическая модель оценки позволит проводить сравнительный анализ влияния предполагаемых изменений в автоматическом режиме по единой методологии.

Другое направление развития информационных систем ориентировано на создание сервисов на базе ФГИС ЦС и других прикладных информационных систем для автоматического сбора ценовых характеристик, верификации данных о стоимости ресурсов и автоматизированного расчета индексов пересчета в текущий уровень цен по элементам затрат для каждой единичной расценки, а также индексов по отдельным ресурсам.

В перспективе стратегией предусматривается создание и развитие информационной экосистемы ценообразования, рассматриваемой как набор государственных и негосударственных связанных информационных систем и сервисов, направленных на снижение сроков, повышение удобства и снижение трудоемкости определения достоверной стоимости строительства объектов капитального строительства на базе ФГИС ЦС и информационно-аналитической системы ценообразования в строительстве (ИАС ЦС) как открытого платформенного организационного решения. Планируемые «полезные» открытые сервисы направлены на стимулирование строительных организаций к работе с информационными системами ценообразования в строительстве.

Реализация данных инструментов также позволит в значительной степени автоматизировать экспертизу сметной стоимости, что обеспечит существенное снижение сроков проверки и значительно повысит достоверность.

Отмеченное ранее дублирование собираемой информации различными ведомствами является одной из проблем, решение которой возможно только с применением современных средств автоматизации и информационных телекоммуникационных технологий, которые способны обеспечить использование информации, собранной различными ведомствами.

Косвенный позитивный эффект на отрасль также окажет исключение излишних собираемых показателей в части снижения нагрузки на всех участников процесса из-за отсутствия необходимости сбора и обработки не используемой в дальнейшем информации. Схожие, а зачастую дублирующие сведения собираются Федеральной службой государственной статистики, Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой, Единой информационной системой в сфере закупок и многими другими.

При этом в настоящее время отсутствуют системы, обеспечивающие интеграцию различных источников информации в единый централизованный банк данных. Также требуется разработка и внедрение комплексов по обработке собираемой информации, направленной на статистический анализ и прогнозирование развития строительной отрасли в целом.

Информация, предполагаемая к сбору, обработке и анализу, не ограничивается сведениями о стоимостных показателях реализуемых строительных ресурсов.

Представляется стратегически целесообразным сбор информации о конечной стоимости строительной продукции, анализа ее изменения по сравнению с начальной максимальной ценой по различным видам объектов капитального строительства. Статистическая обработка и анализ сведений открывает широкие перспективы в формировании различных нормативов о строительных грузоперевозках и наиболее рациональных транспортных маршрутах. Сбор сведений об объемах реализации и потребления продукции промышленности строительных материалов позволит на долгосрочную перспективу планировать размещение новых предприятий, создание требуемых транспортных магистралей и узлов. Данные о фактически понесенных строителями затратах на создание строительной продукции, их распределение по различным статьям затрат позволят выявлять и своевременно устранять неточности в методологических подходах, обеспечат достоверными исходными данными работы по актуализации нормативных и методических документов. Информация о затратах, связанных с содержанием и эксплуатацией объектов капитального строительства, позволит формировать затраты на протяжении всего жизненного цикла зданий и сооружений с применением статистических данных, что значительно менее трудоемко по сравнению с техническим нормированием, но при этом удовлетворяет требуемой точности расчетов для стадий предпроектного и проектного проектирования.

Кроме наработки единого банка данных, необходимо предусмотреть алгоритмы и механизмы обработки массивов данных колоссальных размеров, возможность их реструктуризации, системы поиска и устранения ошибок. Предполагается, что реализация указанных задач целесообразно осуществлять с применением технологий нейронных сетей, искусственного интеллекта и специализированных механизмов обработки больших данных (big-data).

 

Перспективная схема определения сметной стоимости строительства на разных этапах проектирования

По результатам анализа сложившейся ситуации в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации, а также с учетом изучения и выявления положительных аспектов в зарубежном опыте возможно сформировать вариантные сценарии развития системы ценообразования на долгосрочную перспективу.

При сохранении ключевой доли инвестиции в основной капитал за государством изменения в сложившуюся систему ценообразования и сметного нормирования могут носить только локальный характер, связанный с актуализацией или внедрением отдельных нормативных актов.

Рассматривая перспективный сценарий развития рынка строительства в Российской Федерации, при котором государственное участие в инвестиционно-строительном процессе сводится к минимуму, а капитальные вложения приобретают преимущественно частный характер, может сложиться ситуация, при которой главенствующая роль государства как регулятора отрасли станет избыточной.

В предполагаемом сценарии развития рыночное ценообразование естественным путем отрегулирует стоимостные показатели создаваемых объектов капитального строительства, а также всех сопутствующих процессов, связанных со строительством зданий и сооружений, таких как: проектирование, техническое обслуживание и эксплуатация, ликвидация и снос выведенных из эксплуатации объектов и последующие рекультивацию и повторное освоение территорий.

Следует отметить, что при снижении роли государства в регулировании процессов строительного ценообразования освободившаяся ниша будет занята частными предприятиями, оказывающими услуги в сфере нормирования и ценообразования.

При этом среди подобных услуг могут быть оценочные мероприятия по результатам сбора и анализа информации о фактической стоимости строительства объектов и понесенных затратах в целях планирования будущих инвестиций.

Работы по техническому нормированию и формированию натуральных норм затрат трудовых и материально-технических ресурсов могут также выполняться высококвалифицированными частными предприятиями, по результатам которых будут формироваться сборники норм и (или) расценок, достоверность и точность которых будет гарантироваться наработанным статусом таких организаций, а не закрепленными нормативным актом полномочиями. Отсутствие прямой коммерческой выгоды в искажении разрабатываемых нормативов, связанной с конфликтом интересов, также может являться фактором, повышающим точность норм.

Наработанные подобным образом нормы и нормативы откроют широкое поле для применения расчетно-аналитических методов формирования новых нормативов и актуализации существующих.

Рассматриваемый перспективный сценарий имеет также еще одно существенное преимущество по сравнению с государственным регулированием, заключающееся в значительно более простом и доступном порядке актуализации разработанных нормативов, внесения в них исправлений и уточнений, расширения или сужения областей их применения.

Необходимо отметить, что при подобном сценарии развития рынка строительства и услуг в сфере ценообразования как его составляющей обязательность применения описанных нормативов представляется излишней, а их статус носит рекомендательный характер.

Кроме того, перспективная система ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли должна учитывать специфику проектирования объектов различной сложности и назначения:

- технически сложные объекты с большой долей уникального оборудования индивидуального изготовления;

- линейно-протяженные объекты, основные проектные (конструктивные) решения которых напрямую зависят от результатов инженерных изысканий;

- простые объекты: школы, детские сады, поликлиники и т.д.

 

Ожидаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией по основным направлениям развития ценообразования и сметного нормирования строительной отрасли

Резюмируя вышесказанное, в качестве основных целей, достижение которых предполагается стратегией до 2030 года, следует выделить следующее.

  1. Создание государственного института нормирования в строительстве как системы управления стоимостью строительства, позволяющей обеспечить бесперебойную работу по поддержанию в актуальном состоянии, а также условия для непрерывного развития единой государственной системы сметных нормативов в проектировании и строительстве и автоматизации процессов в сфере ценообразования.
  2. Создание рынка специализированных и профильных услуг путем включения в работу по ценообразованию и техническому нормированию частного сектора экономики из сферы строительного бизнеса и предприятий промышленности, в том числе активное привлечение субъектов федерации, несмотря на общую централизацию компетенции.
  3. Создание системы требований к управлению стоимостью строительства посредством внедрения многостадийного определения сметной стоимости строительства с различной степенью детализации и заданными параметрами точности на основании эффективных элементов цифрового проектирования. Усиление роли государства в регулировании отрасли и стимулирование ее технологического и информационного развития в условиях общей цифровизации экономики.
  4. Повышение достоверности в ценообразовании посредством внедрения информационных систем и математических алгоритмов по сбору и обработке массивов данных и интеграция существующих систем в единую информационную экосистему. Обеспечение работоспособности таких систем с применением перспективных разработок в области информатизации, которые позволят с высокой точностью прогнозировать развитие отрасли и создадут полезный всем участникам инвестиционного процесса инструментарий.
  5. Снижение влияния человеческого фактора на ценообразование и сметное нормирование и, как следствие, снижение рисков коррупции в строительной отрасли.