НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Завершена разработка проекта стратегии развития строительной отрасли до 2030 года


Проект стратегии развития строительной отрасли до 2030 года будет внесен в правительство Российской Федерации до конца сентября текущего года. Об этом сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков, выступая на III Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы». Замминистра рассказал о процессе разработки стратегии и основных принципах, на которых базируется документ.

 

По словам Дмитрия Волкова, приступая к работе над стратегией, в Минстрое решили не ограничиваться лишь вопросами инноваций, но охватить все аспекты развития отрасли. Для этого руководство ведомства пошло на смелый эксперимент: оно привлекло к разработке стратегии не узкий круг консультантов, как это принято делать при разработке документов такого уровня, а всех заинтересованных экспертов без исключения. Так было создано 11 проектных команд по основным направлениям развития отрасли. Причем формировались они не директивными указаниями сверху, а самым демократичным образом при помощи сети Интернет. Минстрой лишь выбрал несколько базовых организаций, представивших площадки для работы проектных команд.

Проектные команды разработали свои предложения по ключевым темам документа и представили их на пяти круглых столах и четырех стратегических сессиях в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Объединил все высказанные идеи Аналитический центр при правительстве РФ. Такой демократичный подход, по мнению замминистра, позволил получить документ, разработанный не одним ведомством, а всей строительной отраслью.

Три кита

В ходе длительной дискуссии были определены цели стратегии, которые коротко можно обозначить как три «К» — конкурентоспособность, компетенции и комфорт. По мнению разработчиков, стратегия должна способствовать созданию конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.

Под конкурентоспособностью понимается развитие конкуренции на строительном рынке в целом. Без соревнования компаний, научных направлений, кадров движение отрасли вперед невозможно. При этом базой конкуренции должна стать преимущественно не цена строительной продукции, а ее качество. Этот вошедший в стратегию тезис вызвал дискуссию с другими органами исполнительной власти Российской Федерации, с которыми Минстрой согласует документ. И это неудивительно, поскольку такое понимание роли конкуренции в развитии отрасли не соответствует преобладавшему до недавнего времени подходу, согласно которому представители государства должны были найти подрядчика, проектировщика, строителя подешевле. Такой взгляд привел к целому ряду негативных явлений в строительстве, в частности к снижению уровня квалификации подрядчиков. Последние изменения в федеральном законе о закупках №44-ФЗ позволили говорить об определенном смещении баланса от цены к квалификации. В настоящее время обсуждается еще несколько инициатив, которые сводятся к тому, чтобы в ряде случаев заменить аукционы конкурсами.

Другая краеугольная цель стратегии — компетенция. Некоторые разработчики документа даже называют его стратегией профессионализма. Без квалифицированных, компетентных людей не будут работать ни законы, ни правила, ни стандарты. В этой части российское законодательство тоже меняется: в нем пересматриваются подходы к допуску специалистов. Как сообщил замминистра, этот допуск должен осуществляться, прежде всего, за счет подтверждения практических знаний, а не формальных сведений об образовании и стаже.

В самом широком смысле — безопасность жизнедеятельности граждан — понимается и третья цель стратегии, комфорт. «Это, конечно, тоже основа стратегии, потому что все, что мы делаем, мы, строители, делаем для людей, для того чтобы они жили лучше, чтобы у них была более благоприятная окружающая среда и эта среда была безопасной», — заявил Дмитрий Волков.

Дело в принципах

Разработчики стратегии высказали много разных мнений о принципах, на которых она должна строиться. В результате обсуждения было сформировано девять принципов, которые следует положить в основу развития отрасли. Они пронизывают практически все направления стратегии. К числу этих принципов относятся компетенции (развитие отрасли ведет к росту компетенций); кастомизация (совершенствование регулирования с учетом территориальной специфики, с сохранением единства базовых подходов); завершенность (предотвращение и ликвидация «долгостроев»); цифровизация (применение технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта); технологическое соединение административных, управленческих и строительных процессов, алгоритмизация («бесшовное» регулирование, перевод всех процессов и процедур в электронный вид); типизация (масштабное использование типовых проектных решений преимущественно на базе технологий информационного моделирования); достоверная статистика (сбор достоверных данных в автоматическом режиме и возможность строить предикативные модели для принятия решений); принцип «можешь не регулировать — не регулируй» и принцип «сначала профессионализм, затем регулирование».

Комментируя эти положения, Дмитрий Волков остановился на взаимосвязи цифровизации и соединении административных процессов, которое стали называться «бесшовностью». Он отметил, что нынешний Градостроительный кодекс РФ, в который за годы было внесено множество поправок и исправлений, является «лоскутным», в нем имеются нестыковки и противоречия. Цифровизация строительной отрасли должна привести к алгоритмизации и, следовательно, устранению «швов».

Пояснил Дмитрий Волков и необходимость возвращения к типизации, которая не сводится к одним лишь проектам повторного применения. В Советском Союзе типизация базировалась на прочной индустриальной основе, которая сейчас во многих случаях отсутствует. В современных условиях этот инструмент целесообразно использовать, прежде всего, для реализации отдельных категорий проектов.

Очень важен, на взгляд Дмитрия Волкова, и принцип «можешь не регулировать — не регулируй». Долгое время многие проблемы руководство отрасли пыталось решить с помощью нормативно-правового регулирования. Казалось, стоит только улучшить строительное законодательство, и жизнь станет лучше. Анализ показал, что это заблуждение, поэтому, если есть возможность, лучше решать проблемы другими способами, например, обучением специалистов. Принцип «сначала профессионализм, затем регулирование» говорит о том, что, если нет компетенций в той или иной сфере, регулирование практически бессмысленно.

Дмитрий Волков не стал скрывать удовлетворения от работы над этим документом: «Удивительное дело! Стратегия ведь документ совершенно не практический. Это документ, больше говорящий о нашем развитии, он даже еще не принят, но в процессе его обсуждения нам действительно удалось вовлечь огромное количество экспертов, профессионалов в разработку стратегии, — отметил замминистра. — Нам удалось сделать разработку стратегии делом всех строителей, и это уже начало менять нашу жизнь». Замминистра сообщил, что сообщество экспертов, которое образовалось в результате работы над стратегией, Минстрой собирается привлекать к сотрудничеству и в дальнейшем.

Как рассказала «СГ» Диана Каплинская, начальник департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, который выступил в качестве не только методолога, но и одной из проектных команд, с самого начала работы проектных команд было понятно, что учесть абсолютно все мнения будет невозможно. Некоторые из высказанных предложений еще только предстоит оформить в конкретные механизмы развития и регулирования, к другим чрезвычайно перспективным решениям рынок и отрасль просто еще не готовы. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что в итоговый документ вошла большая часть перспективных, прорывных, поддержанных сообществом идей.

Говоря о самых сложных моментах в процессе работы над документом, Диана Каплинская выделила выработку целевых показателей — количественных индикаторов, достижение которых призвано показать, правильные ли механизмы были заложены в стратегию. Самые жаркие споры велись вокруг как самих показателей, так и целевых значений, которые должны быть (и будут!) достигнуты к 2030 году. «Очевидно, что всем участникам отрасли хочется видеть строительство самой быстро растущей, самой рентабельной, самой конкурентной и конкурентоспособной отраслью экономики, обеспечивающей самую высокую производительность труда. И это обоснованное желание. Однако необходимо четко понимать, какие именно шаги приведут к достижению запланированных показателей, в какой степени достижение поставленных целей будет зависеть от мероприятий, реализуемых в рамках стратегии, а в какой — от внешних, в том числе макроэкономических факторов», — отметила Диана Каплинская. По ее мнению, и Минстрой России, и эксперты, и отрасль успешно справились с поставленной сложной, но очень интересной задачей по разработке столь нужного строительной отрасли стратегического документа.

Оптимистично настроен и начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов. Он считает, что ключевое положение стратегии — это создание механизма управления жизненным циклом объекта капитального строительства. По его словам, строительство как бы переходит от традиционного способа администрирования всех действий — спроектировать, разрешить, проследить, чтобы все было правильно, сдать в эксплуатацию — к современному подходу к управлению — работе с цифровыми «двойниками» объектов. Переход к управлению жизненным циклом объектов капитального строительства при помощи инструментов информационного моделирования означает начало сущностной трансформации сферы гражданского и промышленного строительства. И в этом состоит одно из важных положений стратегии.

«В целом, стратегия должна ставить всем нам такие задачи, которые могут казаться второстепенными в текущей деятельности, но их решение позволит заглянуть за горизонт видимых событий. И хотя общее движение всей нашей отрасли к лучшему будущему будет складываться из усилий, которые каждый прилагает на своем участке, в своей сфере, но этого недостаточно, — считает Игорь Манылов. — Именно поэтому еще одна — не менее важная — цель стратегии — помочь создать сплоченное профессиональное сообщество, которое будет успешно работать после утверждения стратегии как документа. Задача начала реализовываться уже на стадии подготовки: для разработки проекта раздела стратегии, посвященного инновационному развитию института строительной экспертизы, свои предложения направили более 70 организаций. Этот факт говорит о том, что необходимость радикальных перемен сегодня разделяют многие участники отрасли, и они готовы работать сообща».


Справочно:

Проектные команды, участвовавшие в работе над проектом стратегии развития строительной отрасли до 2030 года: «Городская среда и жилищное строительство» (ответственная организация — АО «ДОМ.РФ»), «Аварийный жилищный фонд» (Фонд ЖКХ), «Комплексное развитие» (АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» от имени НОСТРОЙ), «Система требований к строительству объектов капитального строительства» (ФАУ «ФЦС»), «Совершенствование ценообразования в строительстве» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»), «Инновационное развитие института строительной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»), «Функционирование рынка строительных услуг» (НОСТРОЙ), «Отраслевая и университетская наука в строительстве» (НИУ МГСУ), «Цифровизация строительной отрасли» (НОПРИЗ), «Территориальное планирование, градостроительное зонирование и архитектурно-строительное проектирование» (НОПРИЗ / РААСН), «Умный город» (ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»).