НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Новая Стратегия – новые задачи

В первой декаде апреля Минстрой России направил в ФОИВ  проект объединенной Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 года.

Напомним, что в ноябре 2019 года  проект Стратегии вернули на доработку.

Цель Стратегии – реформирование системы технического регулирования в отрасли строительства и сферы ЖКХ в соответствии с современными потребностями, стимулирование применения новых технологий и создания продуктов в соответствии с новыми технологиями. Для достижения указанной цели решаются задачи, в том числе развития института саморегулируемых организаций в отрасли строительства.

Для решения задачи «развитие института саморегулируемых организаций в отрасли строительства» реализуются следующие мероприятия:

повышение значимости и ответственности специалистов в области строительства, проектировании и инженерных изысканий отрасли, создание системы отслеживания квалификации с целью мотивации к вертикальной и горизонтальной мобильности, а также стимулирование специализации субъектов предпринимательства в строительной сфере;

поэтапный переход от саморегулирования организаций к саморегулированию специалистов;

разработка и реализация программ развития систем и институтов саморегулирования, в том числе национальных объединений с целью создания эффективных отраслевых институтов гражданского общества;

создание единого информационного ресурса (реестра), содержащего сведения о членах саморегулируемых организаций, об обязательствах по договорам подряда, заключенным членами всех саморегулируемых организаций; интеграция сведений такого реестра и национального реестра специалистов; повышение открытости деятельности саморегулируемых организаций.

Как видно из приведенных направлений развития саморегулирования, основная задача – это перенесение ответственности за деятельность с субъекта деятельности (организации или ИП) на конкретного специалиста. Представляется, что в данном вопросе ключевую роль сыграла позиция Минэкономразвития России, ответственного за нормативное регулирование деятельности оценщиков, арбитражных управляющих и кадастровых инженеров. Именно там саморегулирование построено по принципу регулирования конкретных специалистов, которые могут работать в любой организации.

С одной стороны описанные мероприятия для повышения значимости и ответственности специалистов являются правильными. Ведь конкретный специалист за результат своего труда должен отвечать и не только в рамках своей зарплаты. Но с другой стороны возникнет ряд нерешенных вопросов, таких как:

налогооблагаемый вычет для взносов специалистов в СРО, в том числе на компенсационный фонд;

формирование компенсационного фонда или фондов за счет взносов специалистов. Особенно это касается КФ ОДО, так как контракты заключает всегда организация и неисполнение контракта может зависеть от множества работников конкретной организации. А как быть с несчастными случаями и возмещением вреда в таком случае?

корпоративное управление в СРО также становится под большой вопрос. Инженеры, как правило, не могут лично присутствовать на общих собраниях СРО в силу своей прямой занятости на строительстве ОКС. Будет ли набираться кворум на общих собраниях СРО?

детально не описаны механизмы реализации декларируемой вертикальной и горизонтальной мобильности специалистов. Одним единым реестром специалистов в его нынешнем виде этот вопрос не решить. Остается неясным как планируется достижение баланса спроса и предложения на рынке труда  в сложившейся рыночной ситуации для специалистов строительной отрасли?

так как предлагается стимулирование специализации субъектов предпринимательства в строительной сфере то логично, что в них будут работать также специализированные специалисты. Тогда можно предположить, что строительство любого объекта капитального строительства будет разбито на специализированные этапы с их исполнением соответствующими специализированными подрядчиками и специалистами. Не понятно, кто же в итоге будет нести ответственность: главный инженер проекта генподрядной организации или инженер субподрядной организации, выполнявший отдельные работы? А если дело дойдет до суда, то суд  вынужден будет во всем этом разбираться годами…

Поэтапный переход от саморегулирования организаций к саморегулированию специалистов не возможен без внесения изменений в законодательство РФ. Так как целой картины такого перехода, похоже, не видит сегодня никто ни в Минстрой РФ, ни в Минэкономразвития, ни в национальных объединениях СРО. А значит, как и в случае с 372-ФЗ, реализация саморегулирования специалистов будет достигаться методом проб и ошибок, а если точнее – то без учета мнения профессионального сообщества.

Однозначно можно сказать, что Национальные объединения СРО только выиграют от такого перехода. Что стоит посчитать только финансовую составляющую: сегодня более 200 тысяч специалистов числятся в Национальном реестре специалистов НОСТРОЙ. Даже если сохранить ежегодный членский взнос с члена СРО в 5000 рублей, то бюджет НОСТРОЙ получится 1 миллиард рублей. А коль скоро с физических лиц сложнее получить взнос, то взыскивать его будут в судебном порядке с саморегулируемых организаций. Вот и появляется прямая возможность влияния на любую СРО. В такой ситуации текучка потери и приобретения статуса СРО возрастет в разы. За примерами далеко ходить не надо – посмотрите на СРО арбитражных управляющих и тех же оценщиков.

К сожалению в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года не нашли отражения многие вопросы волнующие строителей, такие как:

снижение стажа для молодых специалистов для включения их в национальный реестр специалистов;

вопросы ответственности и контроля по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров;

и многие-многие другие.

Так же не удалось в Стратегии увидеть процессы цифровизации строительства и их взаимосвязь с саморегулированием, а ведь они уже сегодня идут семимильными шагами. Стоит посмотреть только на деятельность ПАО «ГК ПИК». Именно эта группа сегодня уже создала цифровую платформу для привлечения конкретных специалистов на конкретные виды работ с использованием методов удаленного контроля и ответственности. Существует уверенность, что в ближайшие 2-3 года данный опыт распространится по всей территории Российской Федерации, так как стоимость таких цифровых решений будет дешеветь и станет доступной для большинства строительных организаций. А учитывая, что в последние два месяца все мы практически приобрели большой опыт дистанционной работы, уровень активности внедрения цифровых решений для строительной отрасли повышается в разы. При таких обстоятельствах не составит труда отследить как работу, так и доходы каждого специалиста. Возможно, начнется формирование личного портфолио каждого из них.

Не зря говорится в проекте Стратегии и о формировании гражданского общества. Именно СРО должны стать одной из самых профессиональных ячеек гражданского общества. Поэтому всему саморегулируемому сообществу в случае утверждения Стратегии в данной редакции необходимо будет в ускоренном темпе встраиваться в новые реалии, в том числе в виде отдельных цифровых сервисов для своих членов.