НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


В разработке Стратегии развития строительной отрасли до 2035 года Минстрой будет опираться на вариант, представленный вице-президентом РСС Анваром Шамузафаровым

Вчера, 21 декабря, под председательством главы Минстроя России Ирека Файзуллина и президента Российского Союза строителей Владимира Яковлева состоялось совещание, посвящённое Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года.

В качестве главного спикера на мероприятии выступил вице-президент РСС Анвар Шамузафаров, представивший проект Стратегии-2035, разработанный в инициативном порядке Российским Союзом строителей. При этом, предлагаемая для рассмотрения Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ является актуализированной версией Стратегии Минстроя России и предлагается в качестве инструмента, который позволит сформировать систему мер и шагов для реализации национальных целей, определённых уже новым Указом Президента России №474 от 21 июля 2020 года.

«При доработке предлагаемой версии Стратегии мы учли ту работу, которая проводилась Минстроем России, а также всеми представителями профессионального сообщества. Но мы привели этот документ в соответствие с сегодняшними реалиями», – подчеркнул господин Шамузафаров. Анализ текущей ситуации показывает, что, несмотря на влияние пандемии ковида на экономику, темпы выполнения объемов работ по виду деятельности «строительство» сохраняются на высоком уровне (за 11 месяцев 2020 года выполнили работы на 99,7% от уровня 2019 года). Это свидетельствует о достаточной устойчивости строительной отрасли к неблагоприятным внешним воздействиям. Анвар Шамухамедович выделил четыре важнейших направления Стратегии:

  1. Стимулирование всех видов жилищного строительства в интересах населения страны. В жилищном строительстве выделяем два основных направления – поддержка строительства индустриальных многоквартирных жилых домов (МКД) и поддержка развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС). В Стратегии предполагается правильно расставить некоторые акценты по этим направлениям с учётом пожеланий населения, которое и является конечным покупателем построенного жилья».

По данным Росстата за 11 месяцев 2020 года жилья введено 101,4% по отношению к тому же периоду 2019 года, а доля ИЖС составила 52,8%. По итогам 2020 года прогнозируется, что ввод домов ИЖС приблизится к 50% от общих объемов ввода жилья. Примерно такое соотношение ввода домов МКД и ИЖС будет сохраняться и в последующие годы. Это и позволит обеспечить ввод к 2024 году 100 миллионов квадратных метров жилья и к 2030 году 120-ти миллионов квадратных метров жилья.

 «В этой связи очень важное направление государственной поддержки – это льготная ипотека. Считаем неправильным мнение, что будто «ипотечный бум» приводит к повышению стоимости жилищного строительства и к опасности создания «ипотечного пузыря». Наоборот, повышение доступности ипотеки вовлекает огромные дополнительные средства населения как в жилищное строительство, так и в ЖКХ, что оздоровляет экономику страны. Повышение стоимости строительства жилья, во многом, связано с дороговизной банковских кредитов для застройщиков. А способом недопущения «кредитного пузыря» является правильная оценка (андеррайтинг) коммерческими банками платежеспособности заёмщика».

  2. Эффективная эксплуатация построенного жилья и создание механизмов постоянного притока инвестиций в коммунальное хозяйство.

В Стратегии взаимно увязаны вопросы строительства и ЖКХ. Проблемами ЖКХ являются:

высокий износ основных фондов жилищного и коммунального назначения и недостаточная эффективность управления;

ценовые ограничения на рост платежей за коммунальные ресурсы из-за низких доходов отдельных слоев населения;

дефицит профессиональных кадров в ЖКХ из-за невысокой рентабельности этой сферы, низкой привлекательности труда и низкого уровня зарплат;

недостаточность инвестиционных ресурсов и развития механизмов привлечения инвестиций; ограниченные финансовые возможности бюджетов, а также тарифно-ценовые ограничения.

 3. Обеспечение жилищного строительства земельными участками, путём развития градостроительного регулирования.

Размещение объектов жилищного строительства и инфраструктуры в стране невозможно без развития территориального планирования и национальной системы расселения. Территория населенных пунктов страны равна 19,5 миллиона гектаров, что от общей территории России (1712,5 миллиона гектаров) составляет менее 1,2 %, а территория застройки равна всего 3,47 миллиона гектаров. То есть, в России, имеющей огромные земельные ресурсы, все её население использует под застройку менее 0,21% от территории страны.

Нерациональное использование земельного фонда территорий привело к опустыниванию одних территорий и сверхконцентрации населения на других территориях (в пределах всего 1% территории) страны. Для проведения осмысленной градостроительной политики и размещения на территории страны дополнительного жилищного фонда в объеме от 1,0 до 1,5 миллиарда квадратных метров общей площади жилья необходимо расширить права Минстроя России по влиянию на градостроительную политику и обеспечения доступа населения к земле в целях жилищного строительства.

Для реализации национальных целей по жилищному строительству потребуется увеличение площади земель: населенных пунктов с 19,89 миллиона до 25-ти миллионов гектаров; застройки населённых пунктов с 3,47 миллиона до 6,5 миллиона гектаров.

 4. Снятие административных барьеров для уменьшения на один год сроков реализации инвестиционных строительных проектов (при обеспечении безопасности строящихся объектов).

«Предлагается доказательство безопасности ОКС подтверждать следующими основными тремя способами:

Первый способ – соблюдение требований национальных стандартов и сводов правил, а также передача полномочий по утверждению перечня сводов правил и национальных стандартов от Правительства Российской Федерации Минстрою России.

Второй способ – разработка и соблюдение требований СТУ, выпускаемых Минстроем России, с переводом повторяющихся требований СТУ в нормы стандартов и сводов правил.

Третий способ – возложение полной ответственности на собственников и застройщиков ОКС, а также специалистов строительной отрасли, когда допустимость инновационных риск-ориентированных проектных решений, обоснованная стандартом организации, что подтверждается: сторонними четырьмя специалистами по инженерным изысканиям и(или) проектированию из национального реестра специалистов; а также – тремя привлечёнными аттестованными экспертами».

По итогам обсуждения, представленный РСС вариант был поддержан в качестве официального проекта Стратегии, который поручено разработать Минстрою России. «При дальнейшей доработке Стратегии необходимо преодолеть противодействие развитию ИЖС, а мало связанные со Строительной отраслью и ЖКХ части, конечно, надо исключить. А в Плане мероприятий по реализации Стратегии перечисленные и не перечисленные задачи мы предполагаем детализировать», – подытожил Анвар Шамузафаров.

Доклад Шамузафарова А.Ш. по проекту Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года