НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


НОСТРОЙ признал проблемы НРС, но в качестве решения предложил… новые админбарьеры

В Национальном объединении строителей состоялось рабочее совещание по вопросу развития системы профессиональных квалификаций в строительстве. Мероприятие прошло 25 мая в онлайн-режиме, участие в нём приняли более 90 человек. Инициаторами его проведения выступили саморегулируемые организации города Курска и член Совета НОСТРОЙ, генеральный директор Ассоциации «Саморегулируемая организация «Союз дорожников и строителей Курской области» (Ассоциация «СРО «СДСКО», СРО-С-074-20112009) Ирина Умеренкова. Ведущим выступил исполнительный директор Национального объединения Виктор Прядеин.

В ходе работы над внедрением НОК, представители НОСТРОЙ были вынуждены радикально изменить свою риторику в отношении Национального реестра специалистов. Данный ресурс с момента своего запуска и по настоящее время неизменно подвергался критике представителями саморегулируемого сообщества. Специалисты СРО указывали на формальные признаки включения в НРС, завышенные требования, коррупционную составляющую и массовую торговлю «мёртвыми душами». И если несколько лет подряд эксперты НОСТРОЙ сходу отметали все критические замечания, утверждая, что НРС является эффективным и работоспособным механизмом, то с прошлого года и они были вынуждены признать накопившийся пласт проблем.

Вот и на совещании 25 мая Виктор Прядеин, рассказывая об институте Национального реестра специалистов, остановился на проблемных зонах этого ресурса и представил пути их решения. В частности, среди основных предложений НОСТРОЙ Виктор Васильевич назвал внедрение обязательной независимой оценки квалификации для включения сведений о физическом лице в НРС вместо требования наличия свидетельства о повышении квалификации; установление требований к образованию и стажу специалистов по организации строительства, а также к перечню трудовых функций по соответствующему профессиональному стандарту; градацию специалистов по уровням квалификации и по видам работ, указание на связь специалиста с членом СРО, в котором он трудоустроен, включение в реестр должны специалистов подрядчика, технического заказчика, застройщика, органа ГСН на своём уровне квалификации; включение в предмет ГСН и строительного контроля проверки действий специалистов по организации строительства; указание на наличие специалистов в типовом договоре подряда, в Сводах правил, в исполнительной документации, в КоАП.

А вот какие «проблемные зоны» в системе НРС называл НОСТРОЙ ранее в ходе цикла конференций по регионам:

Требования к квалификации в ГрК формальные. Отсутствует механизм подтверждения реальной квалификации специалистов.

Не отражена иерархия специалистов по организации строительства
(прораб, мастер, начальник участка, главный инженер).

Отсутствуют законодательные нормы, предусматривающие персональную ответственность специалистов НРС.

Нет специализации по видам работ, или типам объектов капитального строительства.

Требование о наличии специалистов НРС распространяются только на генеральных подрядчиков (заказчики и органы ГСН исключены).

Перечень должностных обязанностей специалиста НРС в ГрК не отражает содержания работ по организации строительства.

Собственно, за кадром ностроевской критики осталась только ситуация с фиктивными специалистами, существующими лишь на бумаге. Об их реальном количестве можно гадать, и раскрывать этот ящик Пандоры департамент реестра явно не торопится. Понять их можно.

Однако предлагаемая панацея в виде НОК не решает существующие проблемы. Для специалистов, проходящих независимую оценку квалификации, не предполагается никакого снижения завышенных требований НРС. Не снижаются требования и к подрядным организациям, в которых работают такие специалисты – всё так же директивно устанавливается формальный критерий «два специалиста на компанию», вне зависимости от реального объёма работ фирмы.

При таком подходе проблемы, порождённые НРС, никуда не денутся, а только кратно возрастут. Фактически НОК станет ещё одним админбарьером, который ещё больше затруднит жизнь строителям. И соответственно – породит новый виток торговли документами со стороны многочисленных посредников, зачастую имеющих тесные контакты с функционерами НОСТРОЙ. Колоссальный финансовый поток хлынет из реального сектора в карманы частных лиц, которые сегодня стоят у истоков НОК.