В России предлагают ввести эталон стоимости стройматериалов
В России предложили установить эталонные цены на стройматериалы для госстроек. Для этого предлагается создать единый федеральный центр поставщика, подведомственный Минстрою. Такую инициативу в кабмин направил Всероссийский центр национальной строительной политики (ВЦНСП). На устанавливаемые госцены будет ориентироваться рынок.
В кабмине «Известиям» сообщили, что письмо поступило в аппарат правительства и направлено для проработки в Минстрой. Для создания центра можно в том числе использовать материально-техническую базу остановивших свою деятельность в РФ иностранных компаний, например IKEA, OBI.
Эталонный метод
Речь идет о ценах на стройматериалы для государственных строек, например, социальных и спортивных объектов, школ, детсадов, больниц и других. Для этого следует создать единый федеральный центр поставщика, подведомственный Минстрою. Такую инициативу в адрес премьер-министра РФ Михаила Мишустина направил Всероссийский центр национальной строительной политики.
В кабмине «Известиям» сообщили, что письмо поступило в аппарат правительства и направлено для проработки в установленном порядке в Минстрой. Редакция направила запрос в Министерство строительства и ЖКХ.
— Единый федеральный центр поставщика будет заниматься контролем рынка строительных материалов, вести аналитику, обеспечивать потребности госстроек. Остальным участникам рынка придется ориентироваться на установленные цены, — сказал «Известиям» председатель ВЦНСП Александр Моор.
Сегодня госзаказчикам приходится закупать стройматериалы по рыночной стоимости, объяснил он. По данным коммерческого директора Optima Development Дмитрия Голева, за последний год стройматериалы в среднем подорожали на 25–30%, а цена некоторых наименований увеличилась на 50–100%, к ним относятся металлопрокат, в том числе арматура, и нерудные материалы (песок, щебень), сказал он. В первой половине марта 2022 года арматура и импортируемые отделочные материалы стали дороже на 20–30%, добавил Дмитрий Голев.
В феврале ФАС признала ММК, НЛМК, «Северсталь» нарушившими антимонопольное законодательство. «Известия» направили запросы в эти компании.
— Единый федеральный центр поставщика будет высчитывать себестоимость производства стройматериалов, плюсовать к ней расходы на логистику в определенный регион и прибавлять к этой сумме 20–25% чистой прибыли. Сегодня же накрутка иногда достигает 200–300%, — уточнил Александр Моор.
Эталонные цены следует регулярно индексировать — в зависимости от инфляции, добавил он. Для создания центра можно в том числе использовать материально-техническую базу остановивших свою деятельность в РФ иностранных компаний, например IKEA, OBI, считает Александр Моор. «Известия» направили запросы в эти компании.
— Сейчас мы совместно с правительством рассматриваем большой перечень предложений от участников рынка. Готовится третий пакет мер поддержки стройотрасли. Уверен, и это предложение будет проанализировано и рассмотрено, — сказал заместитель председателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Николай Алексеенко.
Давно назрело
Создание механизма, предотвращающего необоснованный рост цен, назрело давно, считает председатель комиссии по проектному финансированию общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов. Были инициативы, предлагающие привлекать к регулированию цен контрольные органы, напомнил он. Однако единой базы данных, аналогичной единому федеральному центру поставщика, пока создано не было.
— Подобные предложения направлены на поддержку стройотрасли в меняющихся экономических условиях и на исключение невозможности исполнения заключенных контрактов. А вот как это будет работать, покажет практика, — сказал Рифат Гарипов.
Предложенный единый центр, где будут указаны текущие цены на строительные материалы, действительно может работать на государственных стройках, полагает президент ГК «Основа» Александр Ручьев. Но только при условии, что эти цены будут оперативно и постоянно обновляться, уверен он.
— Стоимость стройматериалов в этой системе должна быть актуальна в каждый момент времени и обновляться по максимально широкому кругу поставщиков и производителей, а также учитывать реальные данные о наличии той или иной продукции, — объяснил девелопер.
По мнению Дмитрия Голева, инициатива требует увязки с иными мерами поддержки отрасли. К ним относятся возможность пересмотра условий госконтрактов из-за роста цен на стройматериалы, а также предложения о заключении соглашений с производителями строительных материалов, предусматривающих стабилизацию цен на эту продукцию, пояснил он.
— Фактически речь идет о попытке создать государственного оператора, который будет устанавливать твердые цены на стройматериалы для государственных строительных проектов, — сформулировал совладелец группы «Родина» Владимир Щекин.
Девелопер опасается, что бизнесу будет сложно ориентироваться на установленные цены. Это может привести к тому, что строительные компании, которые работали с госзаказом, попытаются переключиться на частный сектор, а государство останется без подрядчиков. По мнению члена генерального совета «Деловой России» Алексея Мостовщикова, фиксация цен для госстроек может повлечь за собой удорожание остальных проектов в стране.
Повышение цен не всегда имеет спекулятивный характер — могут быть объективные основания, связанные с ростом себестоимости, возразил генеральный директор группы «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев. Неясно, как отслеживать внутреннюю финансово-хозяйственную деятельность производителей материалов и оборудования, чтобы фиксировать стоимость и при этом не банкротить их, отметил он.