Количество госзакупок демонстрирует устойчивый отрицательный рост
На закупки выходят меньше, а несостоявшихся признано больше –реалии контрактной системы.
Минфин России опубликовал Ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок товаров, ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за I кв. 2022 г.
Так, в I квартале 2022 г. зафиксировано уменьшение на 9% количества размещенных извещений об осуществлении закупок при одновременном увеличении их стоимостного объема на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.
При этом увеличилось количество открытых конкурсов в электронной форме, количество запросов котировок в электронной форме – в 1,6 раз и их стоимостный объем – более чем в 5 раз с одновременным снижением электронных аукционов. Это во многом связано со вступившими в силу изменениями в 44-ФЗ, предусматривающими сокращение количества способов осуществления закупок и расширение случаев применения запроса котировок в электронной форме. А электронный аукцион по-прежнему остается наиболее распространенным конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Наиболее часто путем проведения запроса котировок в электронной форме осуществлялась закупка лекарственных препаратов, медицинских изделий и недвижимого имущества, а путем проведения открытого конкурса в электронной форме – работ по проектированию и строительству.
На 12% увеличилось количества закупок, признанных по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися. При этом в 60% случаев по результатам таких закупок заключен контракт.
Наиболее распространенной причиной – 60% случаев по-прежнему остается подача единственной заявки на участие в закупке. При этом на 12% увеличилась доля закупок, на участие в которых не подано ни одной заявки. В 2% случаев закупки признаны не состоявшимися в связи с подачей заказчиком не соответствующими требованиям заявок.
В целом сохраняется тенденция по общему снижению количества поданных заявок на участие в закупке. При этом наибольшее среднее количество поданных и допущенных заявок фиксируется при проведении закупки в форме электронного аукциона. Одновременно с этим на 16% увеличилось количество участников закупок, включенных в единый реестр участников закупок, и среди них на 21% - субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом доля участников закупок МСП от общего количества участников составила 85%.
Полный контроль
Что касается размещения планов-графиков закупок, содержащих закупки отчетного периода, то заказчики осуществляли его как в отчетном периоде, так и заблаговременно. Так, размещено 77% планов-графиков, закупки которых запланированы на 2022 г. При этом 7% из числа всех планов-графиков содержат информацию о закупках, которые планируется осуществить в 2022 г. для реализации нацпроектов.
На 24% увеличилось количество проводимых процедур общественного обсуждения закупок при одновременном снижении их стоимостного объема. При этом из 446 проведенных процедур общественного обсуждения закупок на 441 процедуре не присутствовало ни одного участника, а на 5 процедурах присутствовало 16 участников. Наибольшую заинтересованность вызвали закупки на выполнение работ по строительству автодорожного мостового перехода, объектов железнодорожной инфраструктуры, реконструкции автомобильной дороги.
В целом в I кв. отмечено уменьшение количества контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок. Их общее количество снизилось по отношению к I кв. 2021 г. на 45 725 контрактов или на 5,1%.
Совокупный объем российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ и оказании закупаемых услуг, поставка которых осуществляется при исполнении контрактов, заключенных в отчетном периоде, достиг 365,3 млрд руб.
В отношении 10 369 контрактов, заключенных в I кв., в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, начислена неустойка (штрафы, пени) на общую сумму 192,3 млн руб., из которых оплачено 27,3 млн руб. Списано заказчиками неустоек (штрафов, пеней) на сумму 2,2 млн руб.
Также на 46,5% увеличилось количество случаев расторжения контрактов по соглашению сторон. Однако доля расторгнутых контрактов в общем количестве заключенных в I кв. составляет менее 1%.
Участниками закупок открыто 450 999 специальных счетов для обеспечения заявок на участие в закупках в 22 банках из перечня уполномоченных банков.
Кроме того, в I кв. на 1,4% увеличилось количество выданных независимых гарантий, что связано с вступившими в силу изменениями в 44-ФЗ, предусматривающими расширение случаев, в которых заказчик обязан установить требование к обеспечению заявки, а также введение возможности предоставления банковских гарантий, выданных «ВЭБ.РФ», а также региональными гарантийными организациями. При этом количество случаев отказа в принятии заказчиками независимых гарантий снизилось на 24,4%.
На 26% увеличилось количество проведенных органами, осуществляющими контроль в сфере закупок, внеплановых проверок. При этом сохранилась тенденция по уменьшению количества поступающих в контрольные органы в сфере закупок жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля – на 54% меньше, чем в I кв. 2021 г. И на 6% увеличилась доля случаев, в которых контрольным органом в сфере закупок отказано в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Что касается реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то на 31.03.2022 г. он содержал 61 219 реестровых записей в отношении 31 991 участника закупок. Это связано с включением в реестр новой реестровой записи при признании недобросовестности участника закупки в отношении одной конкретной закупки. При этом один участник может быть признан недобросовестным одновременно по нескольким закупкам.