Пересмотр госконтактов по ПП-1315: «Светофор» горит красным!
В Саратове прошел круглый стол, посвященный вопросам использования механизма пересмотра госконтрактов из-за повышения цен на стройматериалы. Ситуация весьма далека от благоприятной.
В мероприятии приняли участие замглавы Минстроя России Сергей Музыченко, президент Национального объединения строителей Антон Глушков, заместитель начальника Главгосэкспертизы России Александр Вилков, координатор НОСТРОЙ по ПФО Любовь Аристова, директор Департамента по ценообразованию в строительстве нацобъединения Павел Малахов, а также представители строительных компаний и руководители СРО в сфере строительства.
Сергей Музыченко остановился на механизме пересмотра цен государственных контрактов в связи с изменениями стоимости стройматериалов. Он отметил, что его совершенствование является одним из приоритетных направлений деятельности ведомства при активном участии профессионального сообщества. Замглавы Минстроя России напомнил о продлении мер поддержки застройщиков по постановлению Правительства РФ № 1315 до конца 2022 года и сообщил, что сейчас обсуждается возможность принятия нормативного документа, который позволит закрепить эту процедуру как постоянную. Еще одним важным изменением в сфере ценообразования Сергей Музыченко назвал упрощение порядка проведения государственной экспертизы проектной документации – принятые на законодательном уровне меры позволяют теперь как минимум на три месяца сократить сроки реализации проектов строительства.
Говоря об исполнении постановления № 1315 в регионах, Антон Глушков напомнил, что Национальному объединению строителей Правительством России было поручено вести мониторинг. Для этого разработана система так называемых «светофоров». Напомним, что она строится на трех основных показателях: наличие действующих контрактов стоимостью более 100 млн рублей и более, подпадающих под условия постановления № 1315, наличие положительных заключений экспертизы на сумму увеличения цены контракта и наличие подписанного дополнительного соглашения к государственному и муниципальному контракту.
«Всего было проанализировано 6 017 контрактов. Из них положительные заключения экспертизы имеют только 2 015 контрактов, то есть свыше 30% от общего числа всех контрактов, которые действуют на сегодняшний момент в стране. В этом большая заслуга региональных подразделений Главгосэкспертизы», - отметил Антон Глушков, добавив при этом, что большая часть контрактов на строительство объектов по госзаказу, которые требуют пересмотра, сосредоточены в сферах образования и культуры.
Если же посмотреть на карту пересмотренных и одобренных контрактов, то на ней, судя по «светофору», преобладает красный цвет, то есть, количество пересмотренных контрактов меньше 10%. Есть несколько «желтых» регионов, где такое количество приближается к половине, а вот «зеленых» - нет ни одного. Так что исполнение постановления правительства №1315 можно считать пока малоудовлетворительным.
А.Глушков представил также данные по увеличению числа расторгнутых контрактов. Так, за 2021 год их объем составил свыше 38 тысяч, что на 10,3% больше, чем за 2020 год. А за первое полугодие 2022 года количество расторгнутых контрактов составило более 10 тысяч, что на 2,6% больше аналогичного периода 2021 года.
«Это говорит о том, что цена по контрактам не покрывает фактических затрат подрядных организаций на возведение тех или иных объектов», - резюмировал Антон Глушков.
Он также сообщил, что на данный момент 9 регионов не имеют заявок на прохождение повторной экспертизы по контрактам 100 млн рублей и более. Это Камчатский край, Тверская область, Еврейская автономная область, Чукотский и Ненецкий автономные округа, республики Калмыкия, Саха (Якутия), Томская область и Кабардино-Балкарская Республика. В этих регионах 248 контрактов, которые удовлетворяют требованиям постановления № 1315 (стоимостью 100 млн рублей и более) на сумму 176 млрд рублей.
«Все эти 248 контрактов могут стать серьезной проблемой для саморегулируемых организаций, поскольку в соответствии с законодательством именно СРО за их срыв несут субсидиарную ответственность. Без убытков реализовать контракт на строительство объекта по госзаказу без использования механизма пересчета его стоимости подрядчик не в состоянии», - подчеркнул Антон Глушков.
Он также обозначил еще одну проблему реализации постановления Правительства РФ № 1315. Многие госзаказчики попросту отказывают подрядчикам в прохождении процедуры по увеличению цены контрактов, обосновывая это отсутствием лимитов. Механизм по выделению бюджетных средств из резервного фонда РФ разработан, однако весь процесс занимает длительное время. Коме того, существуют контракты, по которым выделены дополнительные средства из резервного фонда, но к моменту выхода распоряжения они завершили свое действие. В настоящее время на уровне правительства разрабатывается механизм для решения этого вопроса.
Добавим, что общая сумма бюджетных ассигнований для выделения из резервного фонда составляет 71,5 млрд рублей.
Как было отмечено на круглом столе, все регионы Приволжского федерального округа имеют практику получения повторного заключения госэкспертизы. Из 966 контрактов, действующих в округе, получено около 15% заключений экспертизы, сообщила координатор НОСТРОЙ по ПФО Любовь Аристова.
«Благодаря использованию механизма постановления № 1315 подрядчики получили компенсации своих затрат, понесенных из-за роста цен на строительные ресурсы. По Приволжскому федеральному округу, согласно результатам мониторинга, заключены дополнительные соглашения по 52 контрактам, что составляет 45% от общего числа полученных заключений», - сообщила спикер.
Однако довольно часто госзаказчики и региональные власти не торопятся пересматривать госконтракты, мативируя это тем, что в бюджетах не заложены дополнительные средства. Однако, по словам Л.Аристовой, только для регионов ПФО из резервного фонда РФ предусмотрен объем дополнительных лимитов в размере 10,44 млрд рублей. В связи с этим Любовь Аристова обратилась к региональным органам исполнительной власти – не отказывать подрядчикам в подписании дополнительных соглашений, ссылаясь на отсутствие лимитов в регионе.
Практическим опытом пересмотра государственных и муниципальных контрактов из-за повышения стоимости стройматериалов поделился заместитель генерального директора ООО «Техно-Сфера» Сергей Иванушкин. Эта компания первой в Саратовской области прошла процедуру пересмотра контракта в рамках механизма по постановлению Правительства РФ № 1315, и, пользуясь алгоритмом ФГИС ЦС, получила денежные средства на компенсацию в связи с ростом цен на стройматериалы. Также спикер рассказал о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в рамках процедуры пересмотра контракта. На прохождение всех этапов процедуры – с момента подачи заявки на пересмотр изменения цены контракта до получения средств – у подрядчика ушло 11 месяцев. Федеральным распорядителем бюджетных средств был Минстрой России – и этот факт вызвал недоумение у Сергея Музыченко.
Материалы мероприятия:
Глушков А.Н. Реализация постановления Правительства РФ №1315