Минфин России разъяснил особенности изменения строительных контрактов по 44-ФЗ
Как известно, одной из мер поддержки строительной отрасли в 2022 году стала возможность изменения контракта, если при его исполнении возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя исполнить. Для этого Правительство РФ установило утверждённый в документах порядок. Корректировать контракт по этому порядку могут только государственные или муниципальные заказчики. Однако Минфин России указывает, что такая возможность может быть и у иных заказчиков строительных работ.
Порядок изменения контракта регулирует постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 года № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».
Как сообщает Минфин в своём письме от 12 июля 2022 года № 24-01-07/66840 «Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году», с момента вступления документа в силу представители строительной отрасли неоднократно обращались в ведомство с просьбой разъяснить отдельные нормы этого порядка. Подрядчиков и заказчиков интересует, какие именно части контракта могут быть изменены, кто наделён такими полномочиями и каков механизм пересмотра заключённых договоров.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ указывает, что положения пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и изданного в его реализацию постановления № 680 касаются вопросов изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Следовательно, на основании постановления № 680, изданного в реализацию указанного пункта 11, не могут быть изменены существенные условия заключённых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами (то есть заключённых заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками).
При этом, в соответствии с положениями части 651 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ, допускается изменение по соглашению сторон существенных условий любого контракта, заключённого до 1 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
В этой связи в отношении контрактов, существенные условия которых не могут быть изменены в соответствии с постановлением № 680 в связи с тем, что они не являются государственными и муниципальными контрактами, может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений части 651 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ.
В частности, существенные условия контракта, заключённого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, могут быть изменены в соответствии с положениями части 651 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что положениями 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации предусмотреть в решении, указанном в части 651 статьи 112, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определённых действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта, у высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации также имеется возможность предусмотреть условия применения такого решения, аналогичные соответствующим положениям.
Аналогичный подход может быть применён при принятии местной администрацией решения, предусмотренного частью 651 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ, в отношении контрактов, заключённых для обеспечения муниципальных нужд.
Письмо сопровождается обычной припиской о том, что документ имеет исключительно информационный характер и не является правоустанавливающим.