НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Правительство России расширяет возможности закупок у единственного поставщика

  Опубликовано постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2559, которым установлено, что в период действия военного положения на соответствующей территории (регионе) заказчики вправе осуществлять все закупки у единственного поставщика. Эксперты отмечают, что документ не содержит ссылок исключительно на региональных заказчиков таких регионов, следовательно, к таким заказчикам могут быть отнесены и федеральные органы исполнительной власти.

  C 20 января 2023 года такие закупки осуществляются на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. При этом уведомление контрольного органа об осуществлении такой закупки не требуется, а контракт может быть заключён в любой форме, предусмотренной гражданским законодательством без применения отдельных требований к его условиям (по аналогии с частью 15 статьи 34 этого же закона).

При этом законодатель выделил право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта. Также отмечается, что в 2023 году заказчики вправе не требовать обеспечения исполнения контракта по любым закупкам, согласно части 2 статьи 96 и части 64.1 статьи 112 всё того же 44-ФЗ.

Кроме того, на закупки в период действия военного положения не распространяется запрет допуска иностранных товаров по постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616.

Если при планировании или размещении в реестре контрактов сведений о таких закупках у заказчика будет отсутствовать возможность сделать это в установленный срок в связи с нарушением функционирования коммуникаций и связи, то разместить информацию в ЕИС можно будет не позднее 5-ти рабочих дней после появления такой возможности.

Отдельно оговорена возможность заказчиков Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей осуществлять закупки у единственного поставщика.

Стоит добавить, что с начала СВО власть рассматривает возможность дальнейшего расширения такой формы закупок, ссылаясь на необходимость более оперативного решения хозяйственных задач. Так, в июне прошлого года были приняты изменения в законодательство в части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно им, региональные власти получили исключительное право определять новые случаи и порядок закупок у единственного контрагента, а также возможность внесения изменений в существенные условия контракта.

Предполагается, что данная мера поддержки позволит нивелировать риск срыва сроков исполнения контрактов и изменения цены, а также решить проблему невозможности закупки определённых товаров, работ или услуг для нужд региона. При этом решение главы субъекта Российской Федерации должно быть обосновано срочностью закупки, её предметом и невозможностью конкурентной закупки в каждом конкретном случае.

А на прошлой неделе глава Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила до окончания спецоперации и вовсе отказаться от применения норм закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Госпожа Матвиенко мотивировала свою позицию необходимостью регионам «быстрее осваивать средства» и пообещала обсудить вопрос с председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным.

Кроме того, вице-спикеру Совфеда Николаю Журавлёву было поручено проработать вопрос о предоставлении регионам права в ускоренном режиме принимать решения о строительстве социальных и инфраструктурных объектов.

Судя по всему, идея не является исключительной инициативой Валентины Ивановны, а выражает ранее продуманную консолидированную позицию федеральных властей. Так, о предложении уже высказались в позитивном ключе представители фракции «Единая Россия» в Государственной Думе. В частности, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Султан Хамзаев одобрил такой подход, заявив, что сегодня федеральные органы власти и региональные власти теряют время, проходя через всю длинную систему госзакупок. Что же касается коррупционных схем, то им, по мнению парламентария, должны ставить заслон не нормы закупочного законодательства, а правоохранительные органы.