РИМ и ТИМ – это истории про достоверность
В Красноярске на Общероссийском совещании по переходу регионов на ресурсно-индексный метод ценообразования, организованном НОСТРОЙ в рамках расширенного заседания Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве Общественного совета при Минстрое России, обсуждались не только вопросы перехода на новый метод определения сметной стоимости строительства.
Острую дискуссию и живой отклик всех участников процесса: Минстроя, Главгосэкспертизы, НОСТРОЙ вызвало предложение вице-президента Союза инженеров-сметчиков по региональному развитию Максима Горинского «простимулировать переход на ТИМ путем пересмотра корректирующих коэффициентов за использование технологии на всех этапах строительства: от проектирования и строительства до эксплуатации».
По просьбе Агентства новостей «Строительный бизнес» Максим Горинский подробно разъяснил истоки и возможные последствия такой инициативы:
- Что касается перехода на ресурсно-индексный метод (РИМ), у нас много неясностей и вопросов, что с этим теперь делать. Конечно, спасибо всем, кто верит в сметчиков, что они в очередной раз выгребут. Но, может быть, им нужно хотя бы немножечко помочь? В рамках совещания можно было поднять и другие вопросы:
- об отмене ТЕР, а также - местных индексов, цен, которые не в федеральном реестре сметных нормативов и о том, что с при работе по различным бюджетам у сметчиков голова идёт кругом
- о том, что все мы ждем обещанные изменения ПП 145 Постановления, ПП 87, т.к. сейчас только обеспечивается возможность и право, но не обязанность регионов перехода на РИМ
- о дополнительных трудозатратах на составление конъюнктурного анализа цен
- об увеличении трудоемкости самой работы сметчика, которую необходимо также как-то учитывать.
Процесс потихоньку идет, нас начинают слышать и даже реагировать, что внушает некоторый оптимизм. Учитывая ограниченность по времени, решено было поднять концептуальный и беспокоящий блок Правительства вопрос – цифровизацию стройки.
В июне этого года зам. нач. управления сметного нормирования ФАУ «Главгосэкспертиза России» Роман Карпов рассказывал о применении ТИМ в расчетах ресурсно-индексным методом (РИМ). Речь шла о новых возможностях моделирования на этапе архитектурно-строительного проектирования, в том числе с учетом экономической целесообразности применения выбранных технологий и применяемых строительных ресурсов. РИМ предполагает более полное использование ресурсов, повышение достоверности. Есть нормы, все ресурсы открыты. Все ресурсы отображаются в подвале расценки. РИМ – это хорошо, но очевидно, что наиболее эффективно считать сметы как раз через информационные модели. Исключаются ошибки в определении объемов и единиц измерения, а в информационной модели все на виду. Да и в РИМ все это наиболее применимо: раскрытие для каждого материала, который будет использоваться на стройплощадке.
Таким образом, эффективно и более достоверно считать сметы по ТИМ – можно и нужно как раз через РИМ. Потому как РИМ и ТИМ – это истории про достоверность. Нынешние технологии уже позволяют все это автоматизировать и применять не только на этапе составления, но и для ускорения проверки сметной документации. Есть уже конкретные примеры, когда применение ТИМ при разработке сметного раздела дает двукратный прирост производительности труда!
А теперь, как говориться: «следите за руками»! Передовые технологии и достижения в результате внедрения ТИМ – у застройщиков. Все, что хорошего мы слышим в последнее время про ТИМ, связано также именно с их успешными проектами. Это подтверждают как выступления самих девелоперов, так и представителей Минстроя в лице ответственного за «цифру» замминистра Константина Михайлика. И все эти вершины не благодаря, а вопреки!
Любой заказчик и подрядчик вынуждены нести дополнительные затраты при переходе на ТИМ. Это и дополнительная нагрузка для проектировщиков, сметчиков, приобретение необходимого «железа» и ПО, обучение персонала, естественное увеличение ЗП квалифицированных специалистов и новые штатные единицы (например, BIM-менеджеры). Но сейчас участники процесса никак не замотивированы.
А теперь представьте: все это объяснять коллегам из госсектора о выгоде и плюсах использования технологии – это крайне тяжело! Может быть, потому применение ТИМ в госбюджете буксует, и сроки внедрения постоянно переносятся (ПП 331 перенесло срок ввода в действие на 1 июля 2024, а изменения в ПП РФ №1431 еще только обсуждаются). Впрочем, нам все это знакомо по реформе ценообразования.
Очевидно же, что если регулятор предоставит, пускай даже временный механизм компенсации таких затрат, интерес к переходу и внедрению технологии повысится. Внедрение ТИМ в госстройке невозможно одними репрессивными и обязательными мерами. Помимо разъяснительной работы, необходима еще и мотивация!
В свое время, по-моему, в ЕНиР, были повышающие коэффициенты при проектировании с использованием ЭВМ. Но тогда это были чуть ли не перфокарты! А сейчас? Необходимо пересматривать повышающие коэффициенты за использование ТИМ. У нас они составляют в среднем от 1,15 до 1,31. Приведу пример Узбекистана, который был озвучен представителями экспертизы на совещании в октябре 2022 (жаль, на совещании в Красноярске не было начальника - Игоря Евгеньевича Манылова, чтобы это подтвердить). Еще в 2019 году в Узбекистане было принято новое положение об определении стоимости проектных работ, введен коэффициент 2 за разработку проектно-сметной документации в BIM. К слову, для сейсмики в 9 баллов этот коэффициент у них составляет 1,2!
Пока мы все ждем окончательного перехода на ТИМ, может пора понять, что одними уговорами и новыми постановлениями технологию на госуровне не внедришь, и что-то сделать в этом направлении, чтобы профессионалы увидели, что сюда можно и нужно идти?
Кстати, еще одна парадоксальная ситуация, раз уж мы говорим о девелоперах. Государство предоставляет льготные условия поддержки для застройщиков, которые работают по 214 ФЗ, с использованием программ льготной ипотеки, выкупа недвижимости государством, маткапитала и т.п. Почему достоверность стоимости не проверяется с использованием госнормативов? На одном из аналогичных совещаний президент НОСТРОЙ Антон Глушков упоминал, что такие компании не включены в процесс государственного ценообразования, а значит – работают по собственным базам и расценкам, с применением тех же местных индексов не из ФРСН. А коллеги из Новосибирска недавно предлагали вовлекать таких застройщиков в использование новой ФСНБ-2022. Пусть тогда и сметы считают в госнормативах, а банки их финансируют в системе государственного ценообразования! Может быть, как раз они помогут улучшить систему саморазвивающегося государственного ценообразования, а заодно и вытянут внедрение ТИМ в стране?
Как представитель сметного сообщества и разработчиков ПО, готов к совместному диалогу с саморегулируемыми организациями, Минстроем, Главгосэкспертизой для проработки компромиссного варианта для эффективной и прозрачной цифровизации отрасли и скорейшего внедрения ТИМ в важнейшем секторе экономики. Совместно с коллегами можем помочь предоставить необходимые расчеты и обоснования, а также площадки для измерений для разработки соответствующих норм, чтобы мотивировать и хотя бы частично компенсировать переход на новые технологии. У нас нет Методик по составлению смет с использованием ТИМ, подготовки ТЗ, методологии и обосновывающих документов. Необходимо включать в приказ Минстроя России № 421/пр затраты строительных компаний, обеспечивающих работу с проектной документацией, подготовленной с использованием информационного моделирования, в сводник добавлять допраздел за использование ТИМ, пересматривать корректирующие коэффициенты. Все это можно сделать вместе, было бы желание!
Кстати, эту работу можно профинансировать в т.ч. и за счет средств Нацобъединений из компенсационных фондов ликвидированных СРО. Если такое решение о «разморозке» будет принято. В этом случае эти деньги как раз не только останутся в стройке, но и расходы будут подконтрольны СРО. А заодно, у государства появится долгожданный «пряник» за переход на «цифру».
Внедрение РИМ с применением ТИМ, приведет к увеличению достоверности, эффективному и контролируемому расходованию бюджетных средств – то, за что ратует государство.
В стране будет достоверная стоимость строительства, которую наиболее эффективно считать как раз через информационные модели. И конкуренция - мозгами, технологиями, а не минимальной ценой. Или… «Этого не будет никогда?»"