Обзор дополнений и изменений № 6 к ФСНБ-2022
Новые нормы и корректировки в составе Шестого пакета дополнений и изменений в сметно-нормативную базу ФСНБ-2022 утверждены приказом Минстроя № 335 от 11 мая 2023 года. Подробнее о наиболее значимых поправках рассказали эксперты Главгосэкспертизы России. Так, ГЭСН 29 «Тоннели и метрополитены» дополнен нормами, учитывающими работы по сооружению эскалаторных тоннелей диаметром 9,8 м для четырех эскалаторных лент при предварительном искусственном замораживании грунтов.
В целом Дополнения и изменения №6 к ФСНБ 2022 содержат 225 новых и 474 актуализированные сметные нормы. Кроме того, добавлены 753 новые позиции строительных материалов и 846 актуализированные, а также 23 наименования стройматериалов удалены.
В части сметных норм на машины и механизмы включено 30 новых видов машин, корректировка коснулась 11-ти. В том числе изменены наименования 3 позиций, приведена информация о расходе и стоимости электроэнергии без изменения сметной цены по 4 позициям. По 4 позициям также добавлены затраты на перебазировку.
Сборник ГЭСН 06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные»
Работы по приготовлению сухой цементно-песчаной смеси (ЦПС) осуществляются в построечных условиях при помощи стационарного бетоносмесителя и/или автобетоносмесителя при невозможности доставки готовой ЦПС или большой удаленности от базы поставщика.
В качестве вяжущих материалов применяют:
- портландцемент общестроительного назначения бездобавочный;
- песок природный для строительных работ.
Согласно пункту 6.2.7 СП 25.13330.2020 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах», соотношение цемента и песка в сухой ЦПС должно определяться проектом с учетом условий строительства, а также размещаемых на фундаменте конструкций, но не менее 1:5.
Работы по приготовлению сухих смесей цементно-песчаных при помощи стационарного бетоносмесителя и автобетоносмесителя входят в комплекс работ по устройству свайных фундаментов и засыпке свай сухой ЦПС в целях:
- предотвращения попадания в полость ствола сваи воды (влага ускоряет коррозию изнутри, лед может деформировать ствол при расширении, что может привести к разрыву конструкций свай);
- усиления жесткости конструкции сваи.
Норма на приготовление ЦПС при помощи стационарного бетоносмесителя (06-15-006-01) применяется в случаях, когда проектом организации строительства или проектом производства работ обосновано приготовление малых объемов сухой цементно-песчаной смеси и/или отсутствует возможность ее приготовления механизированным способом.
Сборник ГЭСН 08 «Конструкции из кирпича и блоков»
Сухая гидроизоляционная проникающая смесь «Пенетрон» применяется для гидроизоляции бетонных и железобетонных конструкций, повышает водонепроницаемость, морозостойкость и коррозионную стойкость бетона. Обработанный растворной смесью «Пенетрон» бетон приобретает свойство «самозалечивания» трещин с раскрытием до 0,4 мм.
Сухая мелкозернистая гидроизоляционная смесь «Пенекрит» состоит из портландцемента, кварцевого песка и активных химических компонентов. Применяется для гидроизоляции статичных трещин, швов, стыков, вводов коммуникаций, сопряжений и примыканий в бетонных и железобетонных конструкциях.
Материалы системы «Пенетрон» позволяют обеспечить долговечную гидроизоляцию конструкций и предотвратить коррозию арматуры в железобетоне. Они также сертифицированы для использования в системе хозяйственно?питьевого водоснабжения.
Принципиальным отличием действия материалов системы «Пенетрон» от традиционных методов гидроизоляции является процесс образования гидроизоляционного слоя в массе бетона, а не на его поверхности. В отличие от обычной гидроизоляции, герметичность которой легко нарушить, гидроизоляция системы «Пенетрон», составляющая с бетоном целостный массив, может подвергаться механическим воздействиям. При этом защитный слой останется целым.
Сборник ГЭСН 27 «Автомобильные дороги»
Автобусный павильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).
Местоположение автобусных павильонов определяется размещением населения в зоне тяготения и наличием в прилегающей зоне остановочных пунктов других видов общественного транспорта. При этом следует учитывать перспективное развитие районов и удовлетворение потребности населения прилегающих территорий в общественном транспорте. Особенности размещения и установки автобусных павильонов в зависимости от категорий автомобильных дорог следует выбирать в соответствии с ОСТ 218.1.002-2003.
Один из вариантов исполнения автобусного павильона загородного типа является конструкция из сборных железобетонных элементов заводского изготовления, оснащенных закладными металлическими деталями для удобства сборки и монтажа конструкции.
Установка железобетонного автобусного павильона загородного типа производится на подготовленное основание.
Работа осуществляется в условиях строительных площадок, на которых отсутствует постоянная силовая электрическая линия и где используют портативные бензиновые генераторы мощностью не ниже 6 кВт для обеспечения производительной и качественной проварки сварных швов.
Сборник ГЭСН 29 «Тоннели и метрополитены»
ГЭСН дополнен нормами, учитывающими работы по сооружению эскалаторных тоннелей диаметром 9,8 м для четырёх эскалаторных лент при предварительном искусственном замораживании грунтов.
Наклонные эскалаторные тоннели связывают станции глубокого заложения с поверхностью или подуличными переходами. Размещаемые в наклонных тоннелях эскалаторы служат для спуска и подъема пассажиров. Верхние площадки эскалаторов находятся на уровне пола вестибюля, а нижние, как правило, расположены на уровне станционных платформ.
Предварительное искусственное замораживание грунтов – это универсальный способ закрепления грунтов при пересечении наклонного тоннеля водонасыщенных и водонапорных грунтов.
Сборник ГЭСН 33 «Линии электропередачи»
Сборник ГЭСН 33 «Линии электропередачи» дополнен 4 ГЭСН на подвеску провода СИП-3 напряжением 6-10 кВ на опорах, которые разработаны в соответствии с пунктом 244 Плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год, утвержденного приказом Минстроя России от 29.12.2022 № 1168/пр (далее – План). Изменения внесены в связи с востребованностью данной технологии в отрасли и отсутствием соответствующих норм в утвержденных сборниках ГЭСН на строительные работы.
Сметные нормы разработаны расчетно-аналитическим методом и расчетно-исследовательским методом технического нормирования и учитывают затраты на подвеску провода СИП-3 на опорах с использованием автогидроподъемника и без использования автогидроподъемника.
Популярность провода СИП-3 при проектировании новых и реконструкции существующих линий электропередачи (выполненных голым проводом) объясняется их надежностью, экономичностью и длительным эксплуатационным сроком. На линиях с СИП-3 значительно снижено число аварийных ситуаций, возникающих в результате негативного воздействия окружающей среды, и, следовательно, минимизировано количество перебоев в снабжении потребителей электроэнергии.
Сборник ГЭСН 35 «Горнопроходческие работы»
Сборник ГЭСН 35 «Горнопроходческие работы» дополнен 7 ГЭСН на технологии: «Замораживание и размораживание пород для проходки стволов при строительстве шахт», «Монтаж замораживающих колонок», отсутствующие в сметно-нормативной базе, предусмотренные пунктами 502, 503 Плана и учитывающие затраты на:
- замораживание пород при работе основного комплекта замораживающей станции и последующих холодильных установок, рассольных насосов;
- активное размораживание пород при работе комплекта замораживающей станции и последующих проточных нагревателей, рассольных насосов;
- монтаж замораживающих колонок.
Сложные гидрогеологические условия участка заложения стволов предопределяют необходимость применения специального способа проходки. Один из способов проходки стволов в пределах водоносных пород – проходка под защитой искусственно созданного ледопородного ограждения (ЛПО) путем замораживания пород.
Параметры ЛПО определяются расчетами из условий горного и гидростатического давления, физико-механических и теплофизических свойств пород. Процесс замораживания пород осуществляется при помощи комплекса оборудования замораживающей станции и системы замораживающих колонок, в период эксплуатации которой выполняется комплекс работ, обеспечивающих безопасное ведение процесса замораживания пород в соответствии с требованиями проектной документации.
К размораживанию ЛПО рекомендуется приступить после завершения работ по возведению тюбинговой крепи в интервале замораживания пород. В соответствии с проектом применяется естественный либо искусственный способ размораживания (оттаивания) с сохранением циркуляции хладоносителя в замораживающих колонках. Длительность периода оттаивания определяется проектом. Разработанные нормы позволят учесть затраты на обеспечение работы необходимого количества механизмов (пункт управления замораживающей станцией, холодильные установки и рассольные насосы, проточные нагреватели) замораживающей станции в зависимости от режима ее работы – замораживание пород (активное или пассивное) или активное размораживание (оттаивание), в соответствии с графиком, разработанным в составе проектной документации.
Монтаж замораживающих колонок является одним из этапов строительства (устройства) замораживающих скважин для последующего искусственного создания ледопородного ограждения. Способ замораживания пород обеспечивает проходку при строительстве шахтных стволов в пределах водоносных пород.
Нормами предусмотрен полный комплекс работ по монтажу замораживающих колонок (начиная непосредственно с монтажа обсадных труб, заканчивая заполнением колонки хладоносителем и ее опрессовкой) с учетом перемещения буровой установки, применяемой в комплексе работ, по фронту работ.
Сборник ГЭСН 35 «Горнопроходческие работы»
Сборник ГЭСН 35 «Горнопроходческие работы» дополнен 4 ГЭСН по технологии: «Возведение крепи ствола из чугунных тюбингов с использованием монтажной платформы», отсутствующей в сметно-нормативной базе. Нормы разработаны расчетно-аналитическим методом в соответствии с пунктом 496 Плана и учитывают затраты на:
- возведение крепи из чугунных тюбингов с использованием монтажной платформы с толщиной спинки тюбингов: до 40 мм, свыше 40 до 60 мм и свыше 60 до 100 мм;
- контрольную сборку кольца из чугунных тюбингов, толщиной спинки тюбингов: до 100 мм.
Тюбинговая крепь – сплошная, криволинейного очертания крепь, состоящая из уложенных вплотную друг к другу сегментов-тюбингов c продольными и поперечными рёбрами жёсткости на одной стороне и гладкими c другой. Применяется в горизонтальных, наклонных и вертикальных горных выработках, a также в тоннелях различного назначения.
Тюбинговая крепь является предельно нагруженной конструкцией, работающей при высоких гидростатических нагрузках более 30 атм.
Герметичность крепи обеспечивается высокой точностью изготовления тюбингов, а также путем установки свинцовых прокладок между обработанными поверхностями бортов, плотного сжатия гидроизоляционных шайб в болтовых соединениях, установкой специальных пробок в тампонажных и заливочных отверстиях.
Также шестой пакет дополнений к ФСНБ-2022 содержит изменения, сформированные на основании обращений, направленных через специальную форму обратной связи сайта федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), а именно: в сборнике 5 «Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов» актуализирован пункт 1.5.24 раздела I «Общие положения» и в 76 сметных нормах наименования и составы работ приведены в соответствие нормативно-техническим документам.