ФАС уполномочен разъяснить: госзакупки стали проще!
С начала мая процесс проведения госзакупок стал еще проще – в силу вступили очередные поправки в 44-ФЗ. Разъяснения на этот счет подготовило главное ведомство по госзакупкам – Федеральная антимонопольная служба.
Среди законодательных новелл стоит отметить те, которые облегчают работу и заказчиков, и подрядчиков.
Так, теперь легче определять идентичность и однородность товаров (работ, услуг), а также сравнивать коммерческие предложения.
Электронный запрос котировок будет проводиться при НМЦК не выше 10 млн руб.
Порог закупок через «электронный магазин» увеличен до 5 млн руб., а в год – 100 млн руб. Причем они не учитываются в годовом объеме малых закупок.
Заказчикам разрешено заключать контракт со вторым участником, если от сделки с победителем пришлось отказаться, но его не включили в РНП, а свои обязательства он не исполнил из-за форс-мажора.
Проведение закупок «под ключ» сохранили до 1 января 2025 г., а заказчики вправе устанавливать разные размеры аванса для отдельных этапов комплексных контрактов, как и не выплачивать аванс на этапе проектных и изыскательских работ.
Срок рассмотрения обращения о согласовании сделки с единственным поставщиком сократили до 8 рабочих дней с даты, следующей за днем его поступления контролерам.
Об отдельных особенностях закупок работ в сфере строительства по закону № 44-ФЗ рассказала заместитель начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Анастасия Старых.
Так, 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления закупок по строительству «под ключ». До 1 января 2024 г. предметом закупки может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. Закупка «под ключ» осуществляется по решению заказчика. Также предмет закупки может включать доставку оборудования, если проектной документацией объекта предусмотрено оборудование, необходимое для его эксплуатации. Тогда в проект контракта должно отдельно включаться несколько положений: стоимость подготовки проектной документации, выполнение инженерных изысканий, стоимость выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта, а также стоимость оборудования, необходимого для эксплуатации объекта.
Эта норма пролонгирована до 1 января 2025 г.
При этом, несмотря на то, что норма по строительству «под ключ» действует уже несколько лет, заказчики все равно задают вопросы о том, как правильно установить требования к закупке.
Так, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг – объектам закупки. При этом отдельными статьями ГрК РФ определены случаи, когда некоторые работы должны выполняться только ИП или юридическими лицами – членами СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или в области строительства. В этом случае заказчик в извещении устанавливает требование о наличии у участника закупки членства в СРО в соответствующей области. При этом если в предмет закупки включены работы в различных областях, заказчик устанавливает требование о наличии у участника членства в СРО только в одной области.
Это связано с тем, что исполнитель по контракту вправе привлечь к исполнению контракта субподрядчика, который также должен соответствовать нормам законодательства, в том числе наличию членства в СРО. Данное требование о наличии членства в СРО у исполнителя устанавливается в проекте контракта.
В то же время установление требования к участнику закупки о членстве в нескольких СРО может привести к ограничению участников и к ограничению конкуренции.
Не секрет, что результат закупок «под ключ» - это построенный и введенный в эксплуатацию объект капитального строительства. Поэтому здесь устанавливаются требования о наличии членства в СРО в области строительства.
Сегодня для подтверждения членства в СРО участнику закупки выписка из реестра членов СРО не требуется.
Что касается уровня ответственности СРО, при участии в закупке член СРО должен иметь уровень ответственности, который соответствует его ценовому предложению. Это справедливо, в том числе и для закупок «под ключ». Так, в случае если НМЦК закупки по выполнению строительных работ «под ключ» равна 3 млрд руб., участник предлагает цену 2,5 млрд руб., то уровень его ответственности должен быть не ниже третьего, при котором фонд возмещения вреда – 1,5 млн руб., фонд обеспечения договорных обязательств – 4,5 млн руб.
Другой актуальный вопрос – требования к наличию членства в СРО при осуществлении строительного контроля. В связи с тем, что строительный контроль – это функция технического заказчика и может выполняться только членами СРО в области строительства, заказчику в извещении необходимо устанавливать требование о наличии у участника закупки членства в СРО в области строительства. И к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами СРО с учетом минимальных квалификационных требований.
Об особенностях установления дополнительных требований к участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказала консультант отдела торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Альбина Букбулатова.
В соответствии с законодательством Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок. Так, например, универсальная предквалификация устанавливается по 44-ФЗ в случае, если не установлена специальная предквалификация. При этом она не зависит от предмета закупки и устанавливается при НМЦК свыше 20 млн руб. В случае универсальной предквалификации участник представляет опыт предыдущих контрактов в течение последних 3 лет. Стоимость предоставляемого контракта должна быть не менее 20% НМЦК текущей закупки. Ограничений в части предмета в этом случае нет.
Специальная предквалификация устанавливается в зависимости от того, что покупает заказчик, от НМЦК, установленной в закупке.
Обе предквалификации устанавливаются исключительно в конкурентных закупках, т.е. с единственным поставщиком данные требования не применяются.
Важно помнить, что заказчик не вправе требовать одновременно и универсальную, и специальную предквалификации.
В то же время по 223-ФЗ дополнительные требования к участникам закупок не установлены. Заказчик самостоятельно определяет данные требования, и они не должны противоречить принципам закона и ограничивать количество участников.
Кроме того, в ФАС России разъяснили вопросы о возбуждении административных дел, а также штрафных санкциях при проведении госзакупки.
Так, сведения, подлежавшие указанию в документации о закупке, должны отражаться в извещении о проведении закупки и прилагаемых к нему документах. Поэтому должностные лица, нарушившие законодательство при размещении извещения и документов, содержание которых нарушает требования 44-ФЗ, подлежат привлечению к ответственности.
Причем за впервые совершенное правонарушение, выявленное в ходе госконтроля (надзора) или муниципального контроля, и если назначение предупреждения не предусмотрено, наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение. При этом должно отсутствовать причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также, если отсутствовал имущественный ущерб.
При малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело, могут освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В этом случае при решении вопроса о возможности заменить административный штраф на предупреждение ФАС России указывает, что должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения.
Причем при уплате штрафа за правонарушение, выявленное в ходе осуществления госконтроля (надзора) или муниципального контроля, в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа он может быть уплачен в размере половины суммы, но есть исключения.
Кроме того, как отмечают в ФАС России, если заказчики при проведении открытых процедур не утверждают документацию о закупке, это не значит, что они могут избежать ответственности. Если содержание извещения и прилагающихся документов не соответствует 44-ФЗ, должностное лицо заказчика будет оштрафовано на 15 тыс. руб. Это же касается некорректных отчетов о закупках у СМП и СОНКО и об объеме закупок российских товаров.
Наиболее часто совершаемые ошибки при описании объекта госзакупки в 2022 - 2023 гг.
По 44-ФЗ:
- Заказчики зачастую описывали объект закупки под конкретного изготовителя. Однако параметры товара не должны указывать на производителя, кроме случаев, когда продукция имеет специфику применения.
- Кроме того, заказчики размещали не все разделы проектной документации.
- Заказчики часто не закрепляли условия об эквиваленте или не приводили его параметры.
- Устанавливались лишние или противоречивые требования, а также без оснований были допущены участники закупки.
По 223-ФЗ:
- Заказчики устанавливали неверный порядок оценки заявок, а также ограничивали право на подачу заявок.