НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Максим Горинский: РИМ, который недостижим!

Реформа ценообразования опять затягивается, рискуя «зоопарком» применяемых методов расчета сметной документации и отсутствием единообразия с ценообразованием стройки в стране. Планируется очередная отработанная «полумера»: внести изменения в ПП 1452, чтобы уже не единожды сдвинуть сроки перехода на ресурсно-индексный метод (РИМ) «вправо». Только обеспечит ли все это безусловное и неукоснительное исполнение перехода на РИМ во избежание неоднозначных трактовок и поиска лазеек, отговорок и причин теми, кто хочет остаться в БИМ (базисно-индексный метод)?

Максим Горинский, главный редактор тг-канала "Просто о сметах", вице-президент Союза инженеров-сметчиков по региональному развитию, директор компании "Галактика ИТ" прокомментировал ситуацию с очередным витком реформы ценообразования стройки:

- Несмотря на многократные предупреждения сообщества и осознание последствий их игнорирования, в Минстрое, как маленькие дети, продолжают упрямо наступать на грабли, которые в очередной раз больно бьют в самый неподходящий момент и в правильное место. Соломка, подстеленная к 25 августа, когда еще «аж целых 29 субъектов» должны будут перейти на РИМ – так себе история.

В сухом остатке: перехода на РИМ в заданные и обозначенные, неоднократно публично озвученные сроки нет. Начинается тяни-толкай: кому выступать громоотводом и завершать-таки все это мучение волевым решением: ГГЭ кивает на Минстрой, а те, в свою очередь, на Департамент строительства в Правительстве РФ. Внезапно (!) вдруг(?) выясняется, что в законодательстве в этом направлении есть лазейка: отсутствие каких-либо последствий для тех, кто фактически «забил» на поход в РИМ.

Напомню, согласно Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ, утв. 10 декабря 2020 г вице-премьером М.Ш. Хуснуллиным за номером 11789п-П16 и Постановления Правительства № 1452 от 23 декабря 2016 г переход на РИМ всей страны должен был состояться 25 августа 2023 г. Но срок окончательного перехода на РИМ в стране для половины регионов опять хотят перенести. Согласно проекту изменений в ПП 1452   https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=141092 – теперь уже на I кв. 2024.

Забавно, что причина очередного переноса - исключение возможных негативных последствий для строительного комплекса РФ на первоначальном этапе внедрения ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости строительства и недопущения срыва сроков реализации проектов.

Таким образом, поручение профильного вице-премьера (и им же утвержденная «дорожная карта») о переходе на новый, прогрессивный метод ценообразования стройки (или уже нет, если отталкиваться от текста пояснительной записки к проекту изм. в ПП 1452?)  не то, чтобы не выполнено (это неприятно, конечно, но ведь если хочется – то ведь можно?) и не то, чтобы опять переносится (к этому нас так приучили за многие годы), а совершенно нелогично исполнено ровно наполовину. Представьте себе: полстраны дошли (или доползли?) до РИМ, а половина – застряли и даже фактически не начинали!

Резонный вопрос и у тех, и у других: «а что, ТАК можно?». Плюс, еще одно очередное крайне наглядное подтверждение, к чему приводит отсутствие стимулов, избегание «острых углов». Все это, а также традиционное «как бы чего не вышло/не наломайте дров» ведет вот к таким половинчатым решениям. Отдельно отмечу, что слабина, которую дали штрейхбрейкерам, еще однозначно выйдет боком.

Почему так вышло? Полстраны, которые не перешли на РИМ, оказывается, по данным директора Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Александра Павловича Вилкова, в официальном порядке заявили о проблемах с мониторингом. Далеко не все субъекты находятся на одном уровне, не у всех одинаковая квалификация Центров мониторинга и специалистов участвующих в ценообразовании.

Всего лишь напомню ранее многократно (но безрезультатно) обсуждавшиеся эпизоды с участием всех действующих лиц этого увлекательного сериала.

Главная причина происходящего – массовое фактическое неисполнение регионами поручения  Президента Пр-1381ГС от 17.07.2019 о создании центров мониторинга строительных ресурсов. Все субъекты отчитались о выполнении Поручения, но большинство так и не выполнили его в надлежащем качестве, что прямо влияет на результаты реформы: как наполнения ФГИС ЦС, так и перехода регионов на ресурсный метод расчета в перспективе.

Очевидно, что там, где эти центры созданы – такой проблемы нет. Там же, где просто отчитались и не придают значения важности перехода на РИМ, ссылаясь на всевозможные причины  (не заглядывая в будущее), мы получили как раз последствия в полно мере… Другое дело, что все стороны об этом знали, но не предпринимали совершенно ничего! Кроме грустной констатации данного факта со стороны представителей Главгосэкспертизы России никто ничего не видел и не слышал в этом направленииТ.е. почти три года все ждали чуда, которого, ожидаемо (представляете?!) не произошло.

Не уделяя должного внимания, этому вопросу и грустно констатируя сей прискорбный факт, проблема настигла не только регионы, но и авторов реформы: у нас до сих пор нет внятного чек-листа по наполнению ФГИС ЦС и подготовке самого региона органами исполнительной власти  и губернатором к РИМ. Прямо пошагово: совещание с производителями – такие-то цели, с проектировщиками, ну и т.д. Где-то на местах действительно, лентяи, а где-то – просто реально низкая квалификация, недостаточная заработная плата и им всего лишь нужно просто помочь!

О ситуации с центрами мониторинга в регионах, сомнительности реализации перехода в установленные сроки в отсутствии волевых решений в виде дополнительных мер стимулирования и своевременного внесения необходимых юридических изменений в соответствующие нормативно-правовые акты многократно задавались вопросы представителям Минстроя, Главгосэкспертизы. На что получали однозначные вполне обнадёживающие ответы, чуть ли не хором: «все под контролем, успеем».

Следите за руками.

25 февраля на РИМ перешли 7 субъектов, 25 июня – еще 13, 25 августа – должны перейти еще 29, а 25 ноября – должны были (пусть и с опозданием на целый квартал) все остальные регионы. А за ними – и отраслевые компании, которые не могут сделать это ранее, т.к. результат совмещения двух методов – базисно-индексного и ресурсно-индексного – это недостоверная цена. Т.е. все линейные и отраслевые объекты должны были это сделать только после перехода на РИМ всей страны, что даже в теории уже невозможно, ну никак не успели бы уже до конца 2023!

А ведь зам.министра строительства Сергей Музыченко, курирующий ценообразование, еще в марте лично однозначно обещал, что до конца III квартала все оставшиеся субъекты перейдут на РИМ, а к концу года к ним присоединяться все отраслевые компании.

Еще раз! Все всё об этом знали, но зачем-то говорили не то, как оно есть на самом деле. Для чего? Чтобы не расстраивать больших начальников или не создавать диссонанс у тех, кто еще только в начале пути и сомневается? Если еще в прошлом квартале было понятно, что заданный темп НПВ [не представляется возможным выполнить], почему никто не озаботился изменениями в ПП 1452 заранее? И ведь очевидно же, что сейчас изм. к ПП 1452 опять не успевают, ведь наверняка будут приняты после 25.08, когда официально все сроки перехода будут сорваны, создавая  очередной прецедент и повод работать так, «как получится», ну а дальше – «там видно будет». Выходит, верно сомневались отстающие: «Не спеши выполнять - отменят"?

Конечно же, это очень плохой прецедент, наглядно во всех оттенках подтверждающий то, что быть штрейхбрекером с таким отношением и реакцией органов исполнительной власти можно и даже нужно. Устраивает ли все это вице-премьера? Ценообразование стройки – сейчас не настолько важная тема, чтобы ей уделять пристальное внимание? Но вот одно тянет за собой другое.

Не забывайте, что согласно Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом до 2035 года, на которую тоже очень любит ссылаться Марат Хуснуллин, в перспективе мы должны перейти на ресурсный метод расчета! А перед этим предстоит в кратчайшие сроки (до 1 июля 2024 г) «подружить» РИМ и ТИМ. У нас тут, мягко говоря, даже «конь не валялся». Но грамотный предлог и красивая отговорка есть: все заняты переходом на РИМ!

И ведь не поспоришь: специалисты и аналитики Главгосэкспертизы сейчас работают на пределе, пытаясь обеспечить качественный мониторинг и достоверность расчета индексов и цен. Даже в отпусках считают цены и индексы! Представьте, чтобы было с ними, если б весь этот «отстающий» мониторинг упал на них до 25 августа, аккурат к назначенному сроку? Повторно возникает вопрос: выходит, и авторам реформы эта ситуация, что называется «на руку»?

«Все было бы очень хорошо, если бы не было так плохо».

Просто имеющимися ресурсами не потянуть тот безобразный мониторинг, которого в стране так и нет до сих пор! Очень много брака и «всплесков» из регионов: и бездумного, и глупого, и специального, чтоб «отстали», и вообще – однозначно недостоверного. А специалистам Главгосэкспертизы все это вычищать днем и ночью. Очевидно, что нужна целая армия таких специалистов, с учeтом масштабов страны, умеющих мониторить. А их просто нет!!! Только на первый взгляд подумаешь, ерунда - собрал прайсы, зафиксировал цены. Ничего подобного. Ручной мониторинг на местах - не выход! Потому что это очень трудоeмко и всe равно будут ошибки, человек без ошибок не работает!

В Главгосэкспертизе споткнулись о неопытность и технической некомпетентностью начинающих "спецов" по мониторингу, которые только въезжают в тему. В т.ч. и в регионах! Очень многих позиций нет в открытом доступе, производители и поставщики открыто «посылают», брать информацию через строительные компании тоже проблематично: во-первых, тоже не дают, а во-вторых у них свои скидки, по которым многие не смогут купить отсюда искажение реальной стоимости. И это хорошо, если не просят деньги за предоставление такой информации. Хотя такие факты уже имеют место быть. Для СРО личных кабинетов не предоставляется по очевидной причине: боязнь «подтасовки» данных и влияния на цены. Как предполагается разрешить эти многолетние проблемы и коллизии – тоже никто не знает, предпочитая просто замалчивать.

С таким подходом нам еще несколько лет гарантированно буксовать также, как сейчас. Потому что страна большая - в этом наш бонус и проблема одновременно.
И ФГИС ЦС однозначно быстро не наполнится. Этакая вялотекущяя шизофрения будет до тех пор, пока: как говориться, «либо падишах, либо ишак». Да и специалисты Главгосэкспертиз такими темпами и в 2024 году домой к своим семьям с работы вовремя так и не будут возвращаться…

Кстати, замечу, что на госэкспертизу, по ранее озвученным данным ФАУ «Главгосэкспертиза России» пока не зашел еще ни один проект в РИМ, кроме капремонтов.

А новая база ФСНБ-2022 в уровне цен на 1 января 2022 г, к которой вышло уже 7 дополнений – ничего, что она тоже в половине регионов до сих пор не используется? Это нормально, что  в той же Главгосэкспертизе будут принимать сметы в базе ФСНБ-2020, 2022 и в БИМ , и в РИМ, и с разными индексами? Есть опасения, что с таким темпом, даже если мы и перейдем в РИМ, то застрянем там на годы.

С формулировкой, что принятие положений, предусмотренных проектом изменений в Постановление 1452, которые не потребуют и не повлекут дополнительных расходов из федерального бюджета, не повлияют на достижение целей государственных программ РФ, финансовых и иных последствий, в т.ч. для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, после всех ранее озвученных плюсов перехода на РИМ, как-то теперь трудно согласиться, правда?

Одним из основных преимуществ перехода на РИМ называется адекватная цена для субподрядчиков - исключение диспропорции рентабельности подрядных организаций (в т.ч. субподрядных). Выходит, у нас половина страны и подрядчики так и будут в «диспропорции»? А раз структура затрат при РИМ меняется только внутри объекта, а в сравнении с БИМ – незначительно, то оставим как есть? Если РИМ – точнее, достовернее, сокращает число проблемный конкурсов в стройке, но переход должен быть безболезненным – это значит, что его нужно максимально затянуть?

О мерах стимулирования. Собственно, о том, о чем по-прежнему предпочитают молчать.

Директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения Минстроя РФ Александр Вилков ранее неоднократно упоминал, что с 4 квартала в качестве одной из мер стимулирования к переходу на РИМ будет заблокирована возможность прохождения экспертизы БИМ по тем субъектам, которые не перешли на РИМ. Также планировалось ограничить распределение бюджетных ассигнований для «отстающих». Правда, мол, все зависит от решения Правительства. Как-то не очень верится, что ФАУ «Главгосэкспертиза» начнет массово выдавать отказы в приемке заключений по БИМ регионам, не перешедшим на РИМ. Проводя параллели с многострадальными схемами XML: сколько раз их вводили, а потом переносили и откладывали обязательное и повсеместное применение. Тут же масштаб не меньший. Поэтому, видимо, в проекте Постановления о переносе сроков опять ничего этого нет. А значит, формально опять никто не сможет отказать в прохождении экспертизы или выдать отрицательное заключение. Дальше можно предположить, что под каким-нибудь новым предлогом все это очевидно затянется еще и на 2024 и даже следующий год: «Трудно менять ничего не меняя, но мы будем»!

Повторно озвучу очевидные, достаточно простые меры, которые почему-то стесняются внедрять в Минстрое в ответ на риторический вопрос: «Критикуешь – предлагай»: 

1. Для «отстающих» прямо сейчас необходим пошаговый алгоритм по наполнению ФГИС ЦС и подготовке самого региона к переходу на РИМ по принципу: «делай так». У нас же в бюджете только по методикам и работают, поэтому взяли за ручку и дали необходимый перечень действий, подробно по шагам, на основании опыта лидеров. Просто очередных совещаний в принципе давно недостаточно, это очевидно. За все это время в стране нет такой дорожной карты. Что мешало ей создать с тем же НОСТРОЙ и Комиссией по ценообразованию Общественного Совета, аккумулировав опыт лидеров и ошибки, возникающие проблемы и ответив на типовые вопросы? В качестве стимула перехода можно добавить три пункта:

— Приоритет в финансировании по нацпроектам тем регионам, кто перешел на РИМ.

— Работа по госконтрактам только с теми поставщиками, кто есть в ФГИС ЦС и регулярно подает туда достоверные данные.

— Перевод на эскроу объектов в РИМ :)

2. «Светофоры» наполнения ФГИС ЦС давно пора вынести в паблик, чтобы строительный комплекс региона видел реальную картину не только у себя, но и в соседних регионах и подталкивал руководителей к реальным делам повышения достоверности и прозрачности стройки.

3. Сметному сообществу и экспертам не помешает единая справочная система с верифицированными ответами на часто задаваемые вопросы: это поможет внести еще большую ясность и снизить число обращений, что позволит вместо утомительной переписки заниматься всем участникам непосредственным применением нормативно-справочной информации в вопросах определения сметной стоимости строительства.  Для начала научиться предоставлять выжимку ответов на вопросы по итогам каждого мероприятия сметному сообществу с публикацией их на ФГИС ЦС. Иначе для чего все это происходит?

А пока – за что боролись, на то и напоролись. Даже удивления все происходящее не вызывает, потому как было ожидаемо и заранее предсказуемо.

Мы обо всем этом уже 6 лет пишем на канале «Просто о сметах», с надеждой на положительные, измеримые для отрасли изменения и завершение этой многосерийной саги.

Вопрос всего лишь один: реальные перемены все-таки будут или обойдемся сотрясанием воздуха и очередными отчетами?