Новый Общественный совет Минстроя будет работать в экстремальных условиях
29 сентября на площадке Общественной палаты России прошло первое заседание обновленного Общественного совета при Минстрое России. По итогам ротации состав Совета обновился на треть, при этом принято решение расширить его до 45 человек.
Общественный совет при Минстрое России собрался на первое заседание в обновленном составе 29 сентября, хотя, по большей части, персоналии и руководители сохранили свои места и посты. Как ранее писало Агентство новостей «Строительный бизнес», в ходе ротации 30% состава ОС практически все руководители комиссий сохранили и свои должности, и свои комиссии. При этом состав Совета будет увеличен с 36 до 45 человек – это ответ на суперпродуктивную работу и постоянное первое место среди Общественных советов всех федеральных органов исполнительной власти.
Нужно сказать, что Общественный совет Минстроя с первого дня работал в тесном контакте с самим ведомством, став, по сути, его экспертной площадкой. И если первый созыв в количество почти 150 человек был, в общем-то, клубом по интересам со свободным посещением (некоторых членов ОС не видели на его заседаниях с момента избрания), то второй созыв наладил активную и весьма продуктивную работу практически всех комиссий. А иногда заседания комиссий становились той площадкой, где честно назывались своими именами тревожные тенденции в жилищном строительстве, ЖКХ или лифтостроении. Что стоит одно лишь заявление главы Комиссии по жилищной политике Надежды Косаревой о том, что в большинстве регионов России новое жилье стало практически недоступным для 90% населения, а все инициативы Правительства по поддержке застройщиков в конечном итоге служат для удовлетворения потребностей 10% максимально обеспеченных граждан?
Ну, а самым блестящим итогом можно считать работу Комиссии по цифровизации Михаила Викторова – за полтора года на основе Комиссии и рабочей группы экспертов при ней было создано Национальное объединение организаций в области технологий информационного моделирования (НОТИМ), которое сейчас является ключевым звеном по развитию и продвижению отечественного программного обеспечения для управления строительной отраслью во всех ее аспектах. Сергей Степашин – бессменный председатель ОС – назвал эту Комиссию самой лучшей и продуктивной с точки зрения работы и продуктивности. И судя по стремительному выстраиванию цифровой вертикали, Комиссия и НОТИМ в ближайшие три года будут загружены весьма основательно.
Приказано выжить!
Однако же условия функционирования строительной отрасли в ближайшие годы, судя по всему, перестанут быть такими комфортными, как в последние три года, со всеми мерами поддержки, льготной ипотекой, золотым дождем на строительство инфраструктуры и прочими «плюшками». И хотя общий бюджет и нацпроекта «Жилье и городская среда» и нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в целом даже немного увеличивается, распределение средств пойдет в соответствии с новыми приоритетами, или, как аккуратно сказал на заседании Общественного совета глава Минстроя России Ирек Файзуллин, «вы сами знаете, куда».
Подтверждение тому – проект федерального бюджета, который был внесен в Госдуму буквально накануне: например, средства на переселение граждан из аварийного жилья сокращены в 2,5 раза и на всю страну в 2024 году выделяется всего 19 млрд рублей. При этом жилой фонд России продолжает стремительно стареть и ветшать – уже тем самым «хрущевкам» исполняется 65 лет, а сколько более старого жилья до сих пор стоит по всем городам и весям? А регионы в одиночку такое расселение не потянут – у них и раньше не было достаточно средств, а сейчас они за год выложили из своих тотально дотационных бюджетов в совокупности около 115 млрд рублей на строительство на новых территориях (цифры от С.Степашина). А сколько еще предстоит выложить, особенно с учетом опыта строительства разрушенного вокзала в Гудермесе, который боевики во время чеченской войны неоднократно взрывали аккурат накануне приезда приемочной комиссии?
Сокращается и финансирование создания комфортной городской среды, перестают действовать меры государственной поддержки застройщикам (Ирек Файзуллин на закрытом совещании в Екатеринбурге призвал их готовиться к трудным временам). Уже явно не будет в таком масштабе льготной ипотеки – в стране кончаются не только деньги, но и ипотечные заемщики. Куда и как будет развиваться жилищная политика? И даже средства на самое святое – модернизацию системы ЖКХ – тоже подверглись секвестру, правда, пока в части программы «Чистая вода». Кроме того, существенно сокращаются расходы на строительство и модернизацию объектов в здравоохранении, спорте, образовании, экологии – а это тоже обеспечивало строителей неплохим госзаказом.
Непросто придется и Комиссии по ценообразованию во главе с президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым – переход на ресурсно-индексный, а затем и ресурсный метод ценообразования в масштабах всей страны пока откладывается на середину 2024 года. Да и актуальной информации о стоимости строительных ресурсов во ФГИС ЦС «кот наплакал» - производители и поставщики до сих пор не считают себя обязанными передавать туда данные.
Что касается вновь образованной Комиссии по обеспечению эффективности архитектурно-строительного проектирования, которую возглавил президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, то ей придется приложить все усилия, чтобы, наконец, завершить работу над проектом закона об архитектурной деятельности и начать проводить его через правительство и комитеты Государственной Думы. А пока очередной проект закона сгинул в недрах Комитета по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова.
Будем наблюдать и за очередными инициативами Комиссии по кадрам во главе с Ефимом Басиным: дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров нарастает, выпускники большинства колледжей и вузов в лучшем случае на 70% доходят до строек, а мигранты, обеспечивавшие российские стройки дешевой рабочей силой, уже не готовы продавать свои руки за существенно упавшую из-за низкого курса рубля зарплату. Какие еще аргументы, кроме принудительного распределения студентов и трудовых вахт мигрантов, предложат члены Комиссии?
Ну, и дальше списочно:
- Комиссии по лифтам придется решить вопрос комплексного производства и обслуживания лифтов, иначе они будут продолжать падать и калечить людей;
- Комиссии по стройиндустрии пора задуматься о том, сколько еще прослужат иностранные производственные линии на предприятиях без обслуживания и замены, и чем их ремонтировать, кроме кувалды и пары-тройки «национальных» терминов;
- Комиссии по ЖКХ просто тихо посочувствуем;
- Комиссии по цифровизации стоит перестать предавать анафеме всех, кто еще не перешел на отечественное ПО, и начать всерьез продвигать решения, которые позволяют формировать информационные модели и прочие цифровые продукты в единое целое из различного софта. Да и есть ли у «цифры» национальность?
- А Комиссии по сопровождению инвестиционных проектов искренне желаем эти самые проекты сопровождать на фоне сокращения и бюджетных, и частных инвестиций в строительство.
Лариса Поршнева
Три руководителя комиссий ОС, три президента крупнейших отраслевых Объединений сразу же после заседания ОС назвали журналу «Строительство» самые неотложные и горячие дела и проблемы:
Анвар Шамузафаров, президент НОПРИЗ:
- Совершенствование архитектурно-строительного проектирования – это наведение порядка, в том числе в нормативной базе. Этим мы сейчас и занимаемся, готовя поправки в Градостроительный и Гражданский кодексы и во многие другие законы. С помощью Общественного совета, энергии Сергея Вадимовича Степашина и всех моих коллег мы наверняка продвинем это быстрее. Председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, выступая на заседании Общественного совета, сказал о том, что нужно разобраться с нормативной основой проектной и рабочей документации и прочими важными вопросами в области архитектуры и проектирования. Мы находимся в постоянном контакте с профильным комитетом и в ближайшее время дадим ему свои предложения по этим направлениям.
Антон Глушков, президент НОСТРОЙ:
- У строительной отрасли большие амбициозные задачи и по Стратегии развития, и по тому темпу, который набрала отрасль. Поэтому, чтобы не снижать этот темп, кровь стройки – деньги – должны соответствовать реальным объемам и затратам. Комиссия по ценообразованию Общественного совета и НОСТРОЙ ставят перед собой следующие задачи: во-первых, мы продолжим мониторить стоимость строительных ресурсов, потому что это очень важно и нужно для отрасли. Именно мониторинг НОСТРОЙ лег в основу постановления Правительства № 1315 об изменении твердой цены контракта в связи с ростом цен на строительные материалы. И на сегодняшний день благодаря инициативе нашей Комиссии и Общественного совета Минстроя России очень большое количество госконтрактов на всей территории России исполнено своевременно именно благодаря этой мере. Поэтому поддержка постоянно действующего механизма для приведения стоимости строящегося объекта в текущий уровень цен – это задача № 1.
Вторая задача, которая у нас уже реализуется, - это индексация и правильный учет зарплаты в строительной отрасли для строителя первого разряда. Потому что без привлекательного уровня заработных плат бороться с другими отраслями на рынке труда нам будет очень сложно.
Третий момент, о котором сегодня многие говорили, - это, конечно же, формирование стоимости капитальных ремонтов жилых домов. Мы видим здесь очень низкую привлекательность для бизнеса. По данным электронных площадок, 88% торгов на контракты по капитальному ремонту не состоялись – это значит, что не было ни одной заявки или была всего одна. То есть интерес бизнеса крайне низкий. Связано это в первую очередь с непривлекательностью и низкой рентабельностью этих работ. Поэтому здесь точно нужно будет принимать меры. В прошлом году мы с Фондом операторов капитального ремонта разработали методику по изменению стоимости контракта аналогично ПП-1315, но если ПП-1315 взлетело и мы видим реальный результат, то эта методика, к сожалению, не нашла такого массового применения, как бы нам хотелось. Поэтому вопрос ценообразования при капитальном ремонте – это задача большая и сложная, но ее нужно решать.
И еще напомню, что с 1 октября вся Российская Федерация должна работать в ресурсно-индексном методе ценообразования в строительстве. Но сегодня, к сожалению, только 49 регионов формально – ключевое слово! – перешли на новый механизм ценообразования. Поэтому Минстрой России вышел с предложением – и НОСТРОЙ его поддержал – продлить этот переход еще на несколько месяцев. Но это как в классике – студенту перед экзаменом всегда будет не хватать одного дня. Поэтому первая задача – это помочь всем регионам выполнить требования законодательства, а вторая задача - сделать наполнение во ФГИС ЦС абсолютно содержательным. Сейчас ситуация с наполнением ФГИС ЦС с точки зрения участников – производителей и поставщиков – более-менее нормальная. Есть федеральные округа, где уже свыше 50% производителей и поставщиков передают информацию во ФГИС ЦС. Но по количеству ресурсов все гораздо хуже: лидером является СФО – здесь передана информация о 18% ресурсов, и минимальный уровень – это Северный Кавказ, менее 4%. С такой репрезентативностью говорить об объективных выборке и стоимости материалов просто не приходится.
Михаил Викторов, президент НОТИМ:
- Комиссия по цифровизации и НОТИМ продолжат ту тематику, которую мы сформировали за последние полтора года, и прежде всего это замена западного ПО российским. Напомню, что весной 2022 года НОТИМ первым создал реестр отечественного ПО, которым можно заместить иностранный софт.
Мы также поддержали и будем поддерживать ключевые федеральные проекты – ИСУП, ГИСОГД, здесь темпы внедрения очень хорошие, в ГИСОГД участвует уже более 80% регионов России. Но теперь уже от внедрения и интеграции нужно переходить к мониторингу качества, чтобы сами эти платформы в регионах не были пустыми. Наполнение систем ИСУП и ГИСОГД – это еще более сложная задача, которая не решается за год-два. А качество информации в этих системах зависит, в том числе от всей цепочки участников – заказчика, генподрядчика, подрядчика. Это самая тяжелая задача, но на этом мы будем делать соответствующий акцент.
Еще один приоритет – это внедрение с середины 2024 года ТИМ в коммерческом жилищном строительстве. Сегодня этот рынок сопоставим с госсектором с ежегодными частными инвестициями около 4 трлн рублей. И в отличие от государства, где можно дать распоряжение и установить сроки, жилищный сектор требует более вдумчивого интеграционного подхода. Но у НОТИМ, у Минстроя и Комиссии уже есть такие подходы, в том числе активная работа с регионами.
И последнее – это привлечение интереса к цифровизации строительства молодежи, причем не только студентов, но и старшеклассников. Вместе с Общественным советом Минстроя России мы будем развивать программу «Я – строитель Будущего», «Цифровое ГТО», «Школу дронов», которые мы представим на Международном строительном Чемпионате в Санкт-Петербурге, и в последующем это будет масштабировано на всю Россию.