НОССИ
Саморегулируемая организация Ассоциация

"Национальное объединение специалистов
стоимостного инжиниринга"

Регистрационный номер в государственном реестре:  №161 от 02.02.2011

Эл. Почта: sro.nossi@mail.ru
Телефон: +7 (495)-419-90-99


Почему переход на ресурсно-индексный метод власти решили перенести на конец первого квартала 2024 года

Такая норма о переносе срока перехода на РИМ содержится в постановлении Правительства РФ № 1697 от 14 октября 2023 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года №1452». Документ опубликован на официальном портале для размещения нормативных документов.

Согласно данному постановлению, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее IV квартала 2023 года (ранее срок не превышал II квартал 2023-го) будут ежеквартально направлять в государственное учреждение предложения о расчёте индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов и обосновывающие их документы.

При этом информация об индексах изменения сметной стоимости строительства и индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов будет размещена в ФГИС ЦС не позднее I квартала 2024 (прежде срок не превышал III квартал 2023-го).

Ранее письмом № 57180-АВ/09 от 1 ноября 2022 Министерство строительства и ЖКХ РФ установило срок перехода всех субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод до конца III квартала 2023 года. Однако отрасль явно не смогла уложиться в предписанные сроки. Позже на сайте ФГИС ЦС в рубрике «Вопрос – ответ» Минстрой пояснил, что в указанный переходный период при поступлении обращений от субъектов, в соответствии с требованиями пункта 26.1 Правил мониторинга (но не позднее II квартала 2023 года), во ФГИС ЦС будет размещена информация о сметных ценах на строительные ресурсы и об индексах по группам однородных строительных ресурсов на следующий квартал, согласно требованиям пункта 29 Правил мониторинга (не позднее III квартала 2023 года).

Размещение субъектом Федерации во ФГИС ЦС информации о сметных ценах строительных ресурсов и об индексах по группам однородных строительных ресурсов будет свидетельствовать об исполнении условий, установленных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 191-ФЗ, и требований пункта 3 (1) Правил мониторинга для такого субъекта и, как следствие, о его переходе с соответствующего квартала к применению РИМ определения сметной стоимости строительства.

Объясняя подготовку данного проекта постановления, Минстрой России указывает, что продление сроков перехода на РИМ необходимо в целях исключения возможных негативных последствий для строительного комплекса Российской Федерации на первоначальном этапе внедрения РИМ определения сметной стоимости строительства и недопущения срыва сроков реализации проектов.

Согласно первоначальным планам, ресурсно-индексная модель должна была сменить базисно-индексный метод определения стоимости строительства ещё с 2019-го. В то время предполагалось, что новая модель будет опробована и внедрена в 2021-2022 годах. Однако очередной кризис с санкциями и нарушением логистических цепочек внёс свои коррективы, в результате чего переход отложили. Также свою роль сыграли кадровые перестановки в Минстрое.

В этом году власти решили активизировать работу по переходу на РИМ. 25 февраля стартовал поэтапный переход на ресурсно-индексный метод, в котором участвуют семь регионов страны. Полный же переход, как отмечалось выше, намеревались завершить до III квартала этого года, однако теперь отодвинули ещё на полгода.

В ныне применяемом базисно-индексном методе стоимость определяют, взяв базисные цены актуальных сметных норм и цен 2000-го и умножив на прогнозные или текущие индексы. Ресурсно-индексная же модель учитывает не базисные, а текущие цены на стройматериалы, технику и труд рабочих. Она сочетает ресурсный метод, например, подсчёт текущих цен на материалы от поставщиков и индексы, когда затраты на эксплуатацию техники и заработную плату берутся из базы и индексируются.

Также данный способ предусматривает подсчёт стоимости материалов на основе прямых цен из Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Либо берутся ФССЦ-2022 (федеральные сметные цены за 2022-й) с индексами к группам однородных ресурсов.

По мнению инициаторов, РИМ должен позволить более точно составлять сметы, а значит, экономить бюджетные средства. Однако пока трудности перехода сопряжены с необходимостью формирования актуальных и постоянно обновляемых справочников региональных цен, которые могут существенно различаться в разных частях страны.