Мониторинг закупок: тенденция к росту
Минфин России опубликовал Ежеквартальный отчет по результатам мониторинга государственных закупок за III квартал 2023 года.
Согласно документу, в отчетном периоде наибольший стоимостной объем (более 1,7 трлн рублей) в общем объеме закупок составили договоры на выполнение работ по строительству.
№ | Наименование товара, работы, услуги | Стоимостной объем (руб.) | Количество договоров (шт.) |
1 | Здания и работы по возведению зданий | 586 755 772 105 | 7 356 |
2 | Сооружения и строительные работы по строительству коммунальных объектов для электроснабжения и связи | 291 756 161 135 | 10 137 |
3 | Услуги в области инженерно-технического проектирования и связанные технические консультативные услуги | 243 183 328 745 | 35 322 |
4 | Сооружения и строительные работы по строительству инженерных коммуникаций для жидкостей и газов | 214 632 335 010 | 10 542 |
5 | Работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки | 189 560 594 673 | 15 993 |
6 | Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей | 184 271 520 043 | 5 881 |
Итого | 1 710 159 711 711 | 85 231 |
В отчетном периоде на 9% увеличилось количество извещений об осуществлении закупок для целей реализации национальных проектов, одновременно на 3% уменьшился их стоимостной объем.
Наибольшее количество извещений об осуществлении закупок размещено для целей реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (35% от всех размещенных в отчетном периоде извещений об осуществлении закупок для целей реализации национальных проектов извещений), наибольший стоимостной объем составили извещения об осуществлении закупок для целей реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (47%).
Минфин России отмечает, что в III квартале 2023 года существенно — в 25 раз — увеличилось количество закупок у единственного поставщика в электронной форме (через «электронный магазин»). При этом электронный аукцион по-прежнему остается наиболее распространенным конкурентным способом определения поставщика.
В сегменте неконкурентных закупок по-прежнему наибольшее количество и стоимостной объем составляют договоры, заключенные по результатам осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Вместе с тем в этом сегменте увеличилось количество и стоимостной объем договоров, заключенных по результатам осуществления закупок иными способами.
В целом, доля договоров, заключенных по результатам конкурентных закупок, превышает как в количественном, так и в стоимостном выражении долю договоров, заключенных по результатам неконкурентных закупок.
Сохраняется большинство тенденций, наметившихся в начале текущего года:
увеличение количества и стоимостного объема состоявшихся закупок;
увеличение общего количества и совокупного стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок, в том числе контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
увеличение количества участников закупок, включенных в единый реестр участников закупок, в том числе количества субъектов МСП. В полтора раза увеличилось количество участников закупок, являющихся самозанятыми гражданами.
Количество состоявшихся закупок по-прежнему превышает количество несостоявшихся, в том числе в стоимостном выражении. При этом в отчете не приводится информация в отношении причин признания закупок несостоявшимися.
Отмечается тенденция снижения количества расторгнутых договоров (на 16%) при одновременном незначительном увеличении их стоимостного объема (на 6%). Наиболее популярным основанием расторжения договора является соглашение сторон. При этом с начала текущего года в три раза увеличилось число договоров, расторгнутых в судебном порядке.
В III квартале текущего года существенно увеличилось количество новых записей в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В отчетном периоде в реестр было внесено 3 402 новые записи, из них три четверти — по причине неисполнения обязательств по контракту.
В рамках осуществления контроля в сфере закупок Федеральная антимонопольная служба рассмотрела в отчетном периоде 1 713 жалоб, 26% из которых были признаны обоснованными.
В числе прочих выводов эксперты Минфина России отметили, что в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом увеличилось значение показателя среднего количества поданных заявок на участие в закупках.