Веселые карТИМки
Autodesk прекратил доступ ко всем продуктам и услугам для пользователей в России с 20 марта 2024 года – это следует из письма компании, которое было направлено партнерам в России. Будут ли последствия фатальными для большинства российских проектировщиков, которые более 20 лет привыкли работать с продуктами этой компании, или все можно успешно заместить отечественным софтом? Попробуем разобраться…
На российском цифровом пространстве уже больше трех месяцев активно действует Ассоциация АРСИТИМ, возглавляемая главным редактором ТГ-канала «Просто о сметах», вице-президентом Союза инженеров-сметчиков по региональному развитию Максимом Горинским, и пульс рынка здесь чувствуют очень хорошо. Максим Горинский прокомментировал журналу «Строительство» и сам факт запрета на продукты Autodesk, и возможные последствия этого для градостроительной отрасли:
- Последствия запрета на использование своих продуктов со стороны Autodesk, занимавшего ключевые доли рынка отечественного САПР (де-факто став стандартом в отрасли), были ожидаемы еще в 2022 г.
Два года назад, когда главный игрок свернул продажи, «вдруг»(!) выяснилось, что мы… отстаем. По традиции власти приняли самое простое решение: «сдвинуть вправо» - и просто перенесли сроки перехода на ТИМ в надежде на то, что отечественные решения почему-то выплывут сами. Только вот продажи отечественного BIM-ПО резко не вырастут даже сейчас в такой ситуации, когда ведущий западный игрок не только хлопнул дверью и ушел, но и фактически отключает действующие лицензии, попутно в явном виде запрещая его использовать! Что и подтверждает период с 2022 по 2024 гг.
В связи с действиями Autodesk и других зарубежных вендоров следует обратить внимание на два важных вопроса: импортозамещение и обязательность применения ТИМ.
До сих пор не слышно о каких-то дорожных картах и действенных мерах поддержки отечественного ПО для работы с информационными моделями. Проводить обучение кадров, «допиливать» ПО, конечно же, надо. Но если нет спроса, то и обратной связи для доработок и развития, того же желания изучать наши решения тоже не будет! Почему все это время и власть, и «прикладники» рассуждали про компенсации иностранным вендорам за использование их софта российскими компаниями во время их отсутствия в стране? Более того, пользователей успокаивали, что окончательно иностранцы не уйдут, приложения не отключат, не прекратят их работу. Почему в это же время не говорили про действенные меры стимулирования развития отечественного ПО? При этом органы власти в лице Минстроя России неоднократно говорили, что применение ТИМ в стране будет обязательным, писали дорожные карты, а бизнес вкладывал во все это немалые средства: обучал персонал, закупал ПО, готовился. Но при этом почему-то мало думали про отечественный софт - наши, российские разработчики развивали его сами, вопреки происходящему.
Почему все опять надеются на «авось»? Что теперь, после запрета Autodesk, все полетит само? Нет, не полетели и не полетит!
Стоит все-таки подумать над двумя непростыми вопросами: если мы поддерживаем отечественный софт и развитие ТИМ в стране, то чем и как? Еще летом в Перми на Всероссийском форуме «Строим цифровой регион» нами были озвучены (https://ancb.ru/publication/read/15408) необходимые меры поддержки отечественного ПО:
- Ввести ЭЦП разработчиков отечественного ПО, которой можно подписывать файлы при экспорте в общеобменные форматы (как подтверждение того, что проект, модель или любой другой файл создавался именно в отечественном продукте), и ЭЦП исполнителя – проектировщика (а также сметчика, составлявшего документацию): это решит вопрос с авторством проектов, выполненных с использованием ТИМ, и с ответственностью за них.
- Предлагалось наделить СРО полномочиями центров оценки квалификации и сертификации специалистов, попутно создав на их базе учебные центры по обучению работе в отечественном ПО, чтобы в дальнейшем при необходимости требовать «ТИМ-аккредитацию» при работе по госконтрактам. При этом предлагалось ввести ответственность СРО за действия таких аккредитованных ими организаций-участников. Причем на все это даже не нужно бюджетное финансирование: есть же средства компенсационных фондов ликвидированных СРО, часть из которых можно направить на реализацию данной идеи! Глава Минцифры Максут Шадаев согласился с тем, что это можно сделать быстро. Но воз и ныне там! Скоро, видимо, уже на очередном форуме мы все вместе опять будем задавать себе эти же вопросы.
Тем же летом на подкасте НОТИМ https://youtu.be/fD7vHOXhDIw я озвучивал свои предложения:
1. Отдавать проектирование и строительство без снижения НМЦК для объектов от 1-2 млрд руб. единственному поставщику при условии его работы с ТИМ и СОД, а не поднимать НМЦК с помощь методик и опускать её по итогам торгов.
2. Увеличивать стоимость проектно-изыскательских работ соразмерно увеличению предельной (предполагаемой) стоимости строительства.
3. Предлагать ощутимо лучшие пропорции субсидирования в рамках ФАИП тем, кто работает в ТИМ (приоритет документации регионов в ТИМ). Даже 2?3% дополнительно из миллиардной субсидии покроют все издержки регионального бюджета на внедрение ТИМ. И субъекты будут готовы внедрять всё, что угодно, ради объемов финансирования!
4. Признавать проектирование и строительство с ТИМ экспериментальными, увеличив средства проектировщиков и резервы непредвиденных расходов. (Ранее - Положение о проектировании и строительстве экспериментальных объектов, утв. Госстроем №105-д от 24.10.1980 г., сейчас - Положение об экспериментальном проектировании и строительстве капитальных объектов на территории города Москвы, утв. М.Ш. Хуснуллиным 19.05.2015 г.).
5. Оставлять долю сэкономленных средств после госэкспертизы в виде запаса (резерва) по проекту, чтобы все-таки можно было достроить объект.
6. Возвращать уплаченный НДС по результатам сдачи объекта с ТИМ. Мы же поощряем экспортеров – так почему бы не поощрять внутри страны строителей? Налоговые льготы — это преимущества по исполнению налоговой обязанности, включая полное или частичное освобождение от уплаты налога для некоторых категорий налогоплательщиков с целью снижения налогового бремени, одна из форм регулирующей (стимулирующей) функции налогообложения, инструмент налоговой политики для решения социальных и экономических задач государства.
*****
Цифровизация стройки – одна из важных социальных и экономических задач государства, ТИМ сейчас – эксклюзив на госзаказе, и чтобы его разогнать, одних только требований недостаточно!
Почему, кстати, информационные модели у нас проходят экспертизу без привязки к сметной документации в XML? Нам отчитываются о прорыве в этом направлении, выпуская очередной пресс-релиз Главгосэкспертизы о проверке модели, в то время как у нас сметы и информационная модель до сих пор живут отдельно друг от друга (и хорошо, если сметы в XML, а не в PDF!)? Нельзя сказать, что какое-то ПО это не сможет поддерживать. Не дожидаясь решения этого вопроса со стороны регулятора, мы его решили собственными силами: для связи сметы с российскими программными продуктами, работающими с информационными моделями, АРСИТИМ выпустили первый бесплатный формат TIMML https://arsitim.ru/timml. Осталось всего лишь «0» на «1» заменить в тех самых XML-схемах локальных сметных расчетов при сдаче в экспертизу! Кстати, сметчики могут быть спокойны: исторически сметные программы – исключительно отечественные.
Бизнес успел попробовать и осознать, зачем ему это нужно, и даже начал движение в этом направлении, есть уже кейсы по результатам использования нашего, отечественного ПО. Обратите внимание на главное: абсолютное большинство успехов применения ТИМ до сих пор не связано с госсектором! Далеко не каждый руководитель, наблюдая ситуацию с метаниями и неопределенностью даже в вопросах самой обязательности применения ТИМ, которую сейчас фактически оставляют на усмотрение заказчика, готов в это вкладываться и идти работать на госзказ, да еще и с применением ТИМ!
У госзаказчиков же по-прежнему нет интереса к применению ТИМ, вернее, можно даже говорить об отказе от его применения, потому что просто не готовы, не хотят и не могут работать с ТИМ: ПО нет, людей нет, а затраты на все это, как и проверки контролирующих органов, есть. Зачем связываться с этим? Поэтому заказчики предсказуемо стараются даже не лезть туда, видя нерешительность регулятора, требования которого (о формулировках этих требований сломаны столько копий в рабочих группах, а определения до сих пор пишут в чатах энтузиасты, у которых еще остался запал) и подкрепить-то нечем. Да что говорить, если у нас до сих пор замены ПП-1431 нет!
У меня в этой ситуации все время напрашивается аналогия с реформой ценообразования. ТИМ сейчас, как кривое зеркало РИМ: по аналогии с ценообразованием пора рисовать график с отправным точками дорожных карт, постановлений, требований, переносов с отметками на 2014, 2017, 2021, 2023 и 2024-2025 гг. ФГИС ЦС все эти годы не наполняется, поставщики туда «почему-то» (удивительная аналогия, правда?) не идут: переложим эту проблему и весь «головняк» на... сами регионы, пусть они с помощь центров мониторинга (о создании которых отчитались) и решают свои проблемы. Им же надо! Для верности объявим наполнение ФГИС ЦС неприоритетной задачей для перехода на РИМ - и можно докладывать о выполнении поставленной задачи.
Может быть, с ТИМ тогда провернуть такой же финт? Если у нас все «решает рынок», тогда ТИМ должен быть «по желанию» разделен, по аналогии с ценообразованием, на государственный и коммерческий. Без лозунгов, бравых заявлений, требований обязательности и оценки уровня готовности персонала и заказчиков. План будет выполнен, ТИМ необязателен и эволюционен, а импортозамещение будет идти само по себе и без особых усилий.
Ну или можно оставить все по-старому и посмотреть, сколько это будет длиться и взлетать само собой, - думаю, ещё лет 10-15, пока другую панацею не придумают.
Хотя погодите, у нас же теперь в моде новый тренд - ТИИ – технологии искусственного интеллекта!